Методы ведения налогового учета на предприятии. Система организации налогового учета на предприятии. Методы определения доходов и расходов

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Решение о внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями Налогового кодекса предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Таким образом, главным вопросом организации налогового учета является проблема его взаимодействия с бухгалтерским учетом.

Организация рационального документооборота в структуре финансово-бухгалтерской службы и его автоматизация предусматривает необходимость максимального сближения двух систем учета, тем более что принципы, заложенные в самом определении налогового учета, его объектов, целей и регистров, имеют бухгалтерское начало. В идеале учетная политика для налогообложения должна базироваться на тех же исходных данных и методах расчета, что и учетная политика, принятая в бухгалтерском учете.

В организации налогового учета наиболее важным является вопрос, связанный с выбором регистров бухгалтерского и налогового учета. В новой редакции ст. 313 НК "Налоговый учет. Общие положения" указано, что если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК, то организация имеет право включать в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Существуют несколько основных условий, обеспечивающих минимизацию как автономных налоговых регистров, так и бухгалтерских регистров с дополнительными реквизитами.

Прежде всего, следует выбрать одинаковые способы ведения бухгалтерского и налогового учета, причем как вариантных, прописанных в учетной политике (например, линейный способ амортизации объектов основных средств), так и безвариантных (например, учет расходов на оплату услуг банка). При этом достаточно использовать только бухгалтерские регистры, а налоговые вообще можно не вести. В случае несовпадающих способов ведения учета (например, при учете представительских расходов) целесообразно применять отдельные регистры бухгалтерского и налогового учета.

Кроме того, важным моментом является обеспечение тождественности в классификации объектов учета, прежде всего по содержанию. Так, отсутствие в налоговом учете понятия "операционные расходы" не означает, что расходы на оплату услуг банка по-разному будут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете. Несмотря на то, что в бухгалтерском учете эти расходы относятся к операционным расходам, а в налоговом учете - к внереализационным расходам, в обоих видах учета указанные расходы не относятся к расходам, связанным с реализацией продукции, товаров, работ и услуг. А вот различия в определении первоначальной стоимости основных средств или нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете в ряде случаев могут привести к тому, что организация, даже выбрав совпадающий для обоих видов учета способ начисления амортизации, вынуждена будет вести либо комбинированные, либо автономные регистры бухгалтерского и налогового учета как по формированию первоначальной стоимости объекта учета, так и по учету его амортизации.

В соответствии со ст. 314 НК аналитические регистры налогового учета - свободные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данного налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период в соответствии со статьей 315 НК составляется налогоплательщиком самостоятельно и должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 - данного пункта;

2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) выручка от реализации покупных товаров;

5) выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

6) выручка от реализации основных средств;

7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 - данного пункта.

При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 НК "Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных";

2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

Организация системы налогового учета включает в себя следующие компоненты:

Определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;

Определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;

Определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных 8 бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок

МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В настоящее время выделено три модели ведения налогового учета. Рас-

смотрим каждую из них.

Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоя- тельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет

ведется параллельно с бухгалтерским (рис.1).

Рис. 1. Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в сис- теме бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополня- ются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета (рис. 2).

Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета (рис. 3).

Рис. 3. Схема заполнения налоговой декларации (модель 3)

3. Понятие и виды аналитических регистров налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров (Методические рекомендации МНС России от 27 декабря 2001 г). Использовать эти образцы необязательно, но на их основе можно разработать собственные формы регистров, которые должны обязательно включать:

· наименование регистра;

· период (дату) составления;

· измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Правила ведения регистров:

· заполняются в хронологическом порядке;

· ведутся в виде форм (самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов), на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде;

· исправление ошибок допускается только сотрудником, ответственным за ведение регистра, заверяется подписью последнего (с указанием даты) и письменно обосновывается

Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли. Для того чтобы объяснить функцию регистров промежуточных расчетов, разработчикам системы налогового учета потребовалось ввести еще одно понятие. Промежуточными показателями названы те, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в налоговой декларации, то есть их значения участвуют в формировании отчетных данных либо не в полном объеме (через специальные расчеты) либо в составе иного, обобщающего, показателя. То есть, промежуточные показатели являются рабочим материалом и используются в разработочных таблицах исключительно в качестве дополнительных данных, для удобства расчетов.

1. Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени. Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах. В отношении этих объектов разработчики предложили налогопла- тельщикам самостоятельно сформировать дополнительные налоговые регистры. В то же время, хозяйственные операции в предлагаемой системе налогового учета непосредственно связаны только с фактом изменения права собственности (его утратой или получением) на объекты гражданских прав.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит регистры: - регистр поступлений; - регистр учета их использования; - регистр нецелевого использования. Регистры формирования отчетных данных, как следует из названия группы, содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам)

К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий, а также утрату документов, содержащих налоговую тайну, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. В соответствии с ч. 2 данной статьи незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается: - штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; - лишением свободы на срок до трех лет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Водный налог

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Земельный налог

Торговый сбор

Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество
физических лиц 2016

ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

Сборы за пользование объектами животного мира

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация системы налогового учёта на предприятии

В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт.

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт -- это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Согласно Налоговому кодексу РФ информация о налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.

Организация обязана разрабатывать приказ об учётной политике организации для целей налогообложения, который утверждается соответствующим приказом руководителя.

Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

В связи с изменениями, введёнными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учёта в организациях. Налоговый учёт доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учёта и становится самостоятельным направлением учёта фактов хозяйственной жизни организаций.

В настоящее время в практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учёта:

1. Формирование данных налогового учёта на счетах бухгалтерского учёта.

2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта.

3. Ведение учёта по правилам налогового учёта.

1. Первый подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 Налогового Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ.

В статье 313 записано: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учёта, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта".

Этот подход к ведению учёта менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Основная идея "встраивания" налогового учёта внутрь бухгалтерского учёта базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учёте могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учёта. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учёте.

Так курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, списанная дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском и налоговом учёте отражаются в составе внереализационных доходов и даты признания доходов и расходов совпадают. Не совпадают подходы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета по амортизации основных средств, расходов на НИОКР, суммовых разниц у покупателя и поставщика и других доходов и расходов. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учёта реквизитами и /или дополнительно вести расчёты и ведомости налогового учёта.

Очевидно, что применение первого подхода наиболее осуществимо сегодня, так как не требует значительных затрат времени и денежных средств. При этом каждая организация-налогоплательщик должна четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета. Для средних и малых предприятий, а также организаций, ведущих учёт вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход можно на постоянной основе.

Применение первого подхода также может быть первоначальной стадией

2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта - Данный подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта, а также регистры налогового учёта и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учёта.

Вполне понятно, что осуществление второго подхода возможно только в системе компьютерной обработки данных, поэтому на рынке программных продуктов предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных организаций. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета. Предварительно должно быть проведено обследование системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. На основе понимания сходств и различий бухгалтерского и налогового учета и задачи оптимизации налогообложения разрабатывается концепция налогового учета (далее по тексту - Концепция) и учётная политика для целей налогообложения. Концепция и учётная политика служат основанием для разработки стандарта налогового учёта, который является техническим заданием для внедрения выбранного программного продукта. Практическое осуществление данного подхода требует значительных затрат времени и средств организации.

3. Ведение учёта по правилам налогового учёта - Такой подход основан на ведении учёта по правилам налогового учёта, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку учётных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчётности, так как согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", достоверной и полной считается отчётность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту.

Требования к системе налогового учёта и составлению отчётности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учёта определяют:

Объекты учёта;

Правила группировки доходов и расходов;

Порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

Методы налогового учёта;

Требования к составлению регистров налогового учёта.

Основные правила составления отчетности определяют:

Налоговый и отчётный период;

Ставки налога;

Алгоритм расчёта налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.

Для целей налогового учёта применяется следующая группировка доходов:

Доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

Внереализационные доходы;

Доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

Расходы группируются:

На расходы, связанные с производством и реализацией;

Внереализационные расходы;

Расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы, связанные с производством и /или реализацией подразделяются на 4 группы:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Суммы начисленной амортизации;

Прочие расходы.

Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.

Определен особый порядок признания расходов по:

Формированию резервов по сомнительным долгам;

Гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

Определению расходов при реализации товаров;

Отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учёта:

1.-- метод начисления

2.-- кассовый метод.

Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учёта различен.

При определении расходов методом начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:

Прямые расходы

Косвенные.

Разделение расходов на прямые и косвенные связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчёт налога на прибыль.

К прямым расходам на производство и реализацию относятся:

1. расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

2. расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

3.расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

4.единый социальный налог, начисленный на расходы по оплате труда;

5.суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.

В концепции налогового учёта излагаются способы налогового учёта имущества и хозяйственных операций. Это способы учёта:

1. состояния объектов основных средств и начисления амортизации основных средств;

2. доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

3. расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком;

4. доходов от реализации покупных товаров, стоимости реализованных покупных товаров и прямых расходов по покупным товарам;

5. доходов от реализации и выбытия амортизируемого имущества, остаточной стоимости реализованного амортизируемого имущества и расходов, связанных с его реализацией;

6. доходов от реализации прочего имущества, цены приобретения реализованного прочего имущества и расходов, связанных с его реализацией;

7. доходов от реализации прав требования как реализации финансовых услуг, стоимости реализованного права требования;

8. доходов от реализации права требования до наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования до наступления срока платежа;

9. доходов от реализации права требования после наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования после наступления срока платежа;

10. убытка, образовавшегося при уступке права требования;

11. доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств; расходов и убытков обслуживающих производств и хозяйств, понесенных при реализации товаров, работ и услуг; убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств;

12. убытков прошлых лет обслуживающих производств и хозяйств с расчетом сумм, учитываемых в уменьшение прибыли обслуживающих производств и хозяйств отчётного периода;

13. внереализационных доходов, в том числе доходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

14. внереализационных расходов, в том числе расходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

15. прямых расходов незавершенного производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

16. прямых расходов, принимаемых к уменьшению налогооблагаемой базы при реализации товаров, (работ, услуг) собственного производства;

17. расходов и убытков будущих периодов;

18. доходов по операциям с ценными бумагами, а также доходов в виде дивидендов;

19. расходов на ремонт основных средств;

20. расходов на освоение природных ресурсов;

21. расходов на формирование НИОКР;

22. расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;

23. расходов на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

В концепции налогового учёта излагается перечень и порядок расчетов:

1. налоговых баз и (или) исключений из налоговых баз;

2. доходов при безвозмездном получении имущества;

3. рыночных цен по однородным или идентичным товарам, работам, услугам;

4. сумм резерва на конец отчетного периода;

5. убытка от реализации амортизируемого имущества, принимаемого для целей налогообложения;

6. убытка при реализации права требования как реализации финансовых услуг;

7. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.1 НК РФ;

8. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.2 НК РФ;

9. убытков будущих периодов по истечении 45 дней от даты уступки права требования;

10. убытка обслуживающих производств и хозяйств, не учитываемых для целей налогообложения;

11. суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, учитываемых в уменьшение прибыли текущего периода;

12. остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ) и корректировки суммы прямых расходов;

13. расходов по торговым операциям;

14. корректировки амортизации по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование и переведенным на консервацию;

15. суммы списания убытков, уменьшающих налоговую базу отчетного (налогового периода).

Концепция налогового учета может реализоваться в стандарте налогового учета (для компьютерной обработки данных) или в инструкции по заполнению налоговых регистров (для обработки данных в электронных таблицах или вручную).

Критерии признания расходов

В налоговом учёте признаются только те расходы, которые экономически целесообразны, связаны с деятельностью, направленной на извлечение дохода, и подтверждены документами (ст. 252 НК РФ). Причем документы должны быть оформлены в соответствии с российским законодательством.

Если расход одновременно можно отнести к нескольким группам, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет. Расход может быть учтен в налоговом учёте только один раз.

При определении расходов методом начисления они признаются в том отчётном периоде, в котором они были произведены. При определении расходов кассовым методом в налоговом учете они признаются после того, как будут оплачены.

Включение в расходы покупной стоимости товарно-материальных запасов - К издержкам обращения не относится покупная стоимость товара. Термин "покупная стоимость товара" используется в НК РФ для обозначения стоимости товара согласно условиям договора купли-продажи. Покупная стоимость товара учитывается в составе расходов при их реализации в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

При реализации покупных товаров доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения этих товаров (покупную стоимость). Стоимость товаров определяется одним из четырех методов, утвержденных в учётной политике для целей налогообложения:

1. по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

2. по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

3. по средней стоимости;

4. по стоимости единицы товара.

Требование налогового законодательства о создании регистров налогового учета поставило российские компании перед необходимостью вести три вида учёта -- управленческий, бухгалтерский и налоговый. Чтобы минимизировать затраты на ведение различных видов учета, необходимо автоматизировать учетную функцию и интегрировать налоговый учет с системами бухгалтерского и управленческого учета.

Особенности налогового учёта кассовых операций - Общие требования по организации налогового учёта установлены статьей 313 НК РФ. Статьей 313 НК РФ установлено, что налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Понятие налогового учёта является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учёта и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой -- минимизировать обусловленные этим издержки.

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с НК РФ определена также цель налогового учета -- формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. налоговый доход расход отчетность

Рассмотрим подробнее варианты взаимодействия финансового и налогового учета при формировании налоговой отчетности (рис. 1).

Рис. 1. Варианты формирования налоговой отчетности

Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

Применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

Непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;

Основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ.

Законодательством также предусмотрены различные варианты обобщения информация для целей налогового учета. Налогоплательщик может выбрать одну из схем формирования налоговой декларации.

Преимуществом первого варианта является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющей бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документа.

Недостатком такой схемы является ее высокая стоимость по сравнению с другими вариантами, связанная с привлечением большего числа дополнительного персонала, со значительным увеличением объема учетных документов.

Преимуществом второго варианта является относительно небольшой объем учетной работы.

Однако комбинированные регистры могут быть использованы в случае сходных методов группировки данных в финансовом и налоговом учете, при разных правилах учета они не применимы. Например, когда организация применяет разные способы начисления амортизации в налоговом и финансовом учете применение комбинированных регистров нецелесообразно.

При различных правилах учета желательно наряду с финансовыми и комбинированными регистрами применять аналитические регистры налогового учета. Такая схема позволяет в максимальной степени использовать данные финансового учета и сближает налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии.

Разработка комбинированных регистров налогового и финансового учета предполагает дополнение существующих регистров необходимыми реквизитами. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.

Рассмотрев в динамике проблему взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения и оценив отечественный опыт в построении моделей их сосуществования, можно сделать вывод, что национальная концепция развития системы бухгалтерского налогового учета должна строиться исходя из следующих ключевых принципов (рис. 2).

Рис. 2. Ключевые принципы системы налогового учета

Принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения заключается в создании системы учета, отвечающей рыночной экономике. При формировании соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения.

Методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот.

Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостность учета, а с другой -- приводила к системному формированию информации, нужной для налогообложения. Это позволит реализовать одну из основных целей бухгалтерской отчетности -- обеспечить все группы заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп.

Существующая же система налогового учета не позволяет оценить влияние отдельных элементов и статей доходов и расходов на величину отклонения налогооблагаемой прибыли от учетной. Отсутствие возможности установить взаимосвязь налоговой и бухгалтерской прибыли не позволяет инвесторам оценить влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности организации. Более того, без знания факторов, которые влияют на величину налоговой базы, определяя ее отклонения от финансового результата организации, невозможно проанализировать действующую систему налогообложения и определить те изменения, внесения которых она требует для дальнейшего совершенствования.

Принцип гармонизации системы бухгалтерского учета и налогообложения предполагает, что оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование их взаимоотношений во многом определяются сопоставимостью и однородностью понятийного аппарата вышеуказанных систем. Гармонизация применяемых системами терминов и определений приведет к согласованию объектов учета и налогообложения и, как следствие, к ликвидации противоречий, возникающих между бухгалтерским учетом и налогообложением. При разработке общих понятий следует также учитывать правовое толкование соответствующих понятий, содержащихся в нормах гражданского права.

Принцип правового взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения предусматривает, что нормы налогового законодательства должны находить отражение в правилах бухгалтерского учета и наоборот.

Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщика и государства основывается на том факте, что превалирование контрольной функции налогообложения над остальными функциями налоговой системы недопустимо, так как ведет к игнорированию государством интересов хозяйствующих субъектов.

Прозрачность системы учета предполагает, что налоговый учет в современном его виде привел к усложнению систем учета на предприятиях. Существующая налоговая методика исчисления результатов деятельности организации приводит к усложнению процедуры расчета налоговых обязательств. Появление дополнительных учетных процедур требует от налогоплательщиков увеличения штата работников и расходов на оплату труда.

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.

Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Для сдачи отчетности устанавливается налоговый период и отчетный период.

Отчетный период -- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, -- месяц, два месяца и т.д.; первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговый период -- календарный год.

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в Налоговом Кодексе. Установлены особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов и видам деятельности:

1.-- доходов от долевого участия;

2.-- доходов простого товарищества;

3.-- по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

4.-- по доверительному управлению имуществом;

5.-- при передаче имущества в уставный капитал (фонд);

6.-- при уступке права требования;

7.-- по операциям с ценными бумагами.

Расчет налога ведется по различным ставкам (0%, 6%, 15%, 24% - для российских организаций и 10% и 20% -- для иностранных организаций не связанных с деятельностью постоянного представительства) в зависимости от вида получаемых доходов. Сумма начисленных налогов уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Расчет налоговой базы ведется в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Организация налогового учёта в организации начинается с разработки концепции налогового учета организации. Концепция налогового учета представляет собой основные теоретические принципы ведения налогового учета и составления отчетности.

Концепция налогового учета организации включает общие положения по организации системы налогового учета, изложенные в Налоговом Кодексе, и выбранные организацией конкретные формы и способы учета доходов и расходов и порядок признания доходов и расходов.

Концепция налогового учета разрабатывается применительно к хозяйственной деятельности организации и учетной системе. Разработка может осуществляться специалистами со стороны или своими силами

При формировании концепции налогового учета конкретной организации, принимаются допущения об отсутствии отдельных объектов налогообложения, либо выборе определенного варианта налогооблагаемой базы из числа возможных.

Формы и способы ведения налогового учета зависят от:

1.-- форм и методов ведения бухгалтерского учета;

2.-- системы обработки учетных данных и организации информационной системы;

3.-- количества фактов хозяйственной жизни, которые подлежат налоговому учету;

4.-- специфики деятельности организации.

Порядок признания доходов и расходов определяется организацией в соответствии с требованиями налогового Кодекса и выбранными вариантами учета, определяемыми учетной политикой для целей налогообложения.

Разработка системы бухгалтерского и налогового учета взаимосвязана - невозможно поставить налоговый учет, не проведя анализ системы бухгалтерского учета и необходимые корректировки бухгалтерского учета.

Транспортный налог и порядок его расчета

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Деловая ситуация

ООО «Гранит» реализовало имущественный комплекс за 60 000 000 руб., остаточная стоимость имущественного комплекса 68 000 000 руб. Акт приёма-передачи и свидетельство о праве собственности на нового вла-дельца оформлен 25 сентября 200…г., оплата от покупателя поступила 20 декабря 200…г. В учётной политике ООО «Гранит» предусмотрен «кассовый метод» признания доходов и расходов.

1) Необходимо начислить НДС на реализованный имущественный комплекс.

2) Составить бухгалтерские проводки по начислению и перечисле-нию НДС в бюджет.

Согласно ст. 158 НК РФ налоговая база при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия.

В случае, если цена, по которой предприятие продано ниже балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости указанного имущества.

В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом, в графах "Ставка НДС" и "Сумма НДС" указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 15,25 процента и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.

Определим сумму НДС по этой сделке. Для этого сначала рассчитаем поправочный коэффициент.

Поскольку балансовая стоимость активов предприятия превышает цену его реализации, необходимо определить К 1:

60 000 000 руб. : 68 000 000 руб. = 0,882.

Таким образом, налоговая база составляет: 68 000 000 *0,882 = 60 000 000 руб.

Умножив эти величины на расчетную ставку НДС в размере 15,25%, бухгалтер рассчитает суммы НДС по этой сделке: 60 000 000 *15,25% = 9 150 000 руб. (по основным средствам, товарам и материалам).

Передача ценных бумаг и дебиторской задолженности в составе реализуемого предприятия НДС не облагается.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1 субсчет "Выручка"-- 60 000 000 руб. -- отражена выручка от продажи имущественного комплекса;

ДЕБЕТ 91-1 субсчет "НДС" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"-- 9 150 000 руб. -- начислен НДС с реализации.

ООО «Гранит» определяет доходы и расходы в целях налогообложения по кассовому методу. Это написано у него в учетной политике. При использовании кассового метода доход от реализации этого объекта признается на дату поступления средств на счета в банках или в кассу организации. Основанием является пункт 2 статьи 273 НК РФ. Если же в результате реализации основного средства получен убыток, то он приравнивается к прочим расходам и учитывается для целей налогообложения прибыли в особом порядке, установленном пунктом 3 статьи 268 Кодекса. Такой убыток включается в состав прочих расходов не сразу, а равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Списывать убыток надо начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было реализовано.

Поэтому в декларации по налогу на прибыль за 4 квартал … года бухгалтер ООО "Гранит" должен указать убыток от реализации имущественного комплекса в размере части, соответствующей сроку полезного использования.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебн. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2011. - 384с.

3. Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория и практика». Санкт-Петербург «Специальная литература» 1996 год.

4. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 640с.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2009. - 457с.

6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «ИНФРА-М», 2009 - 328с.

7. Основы налогового права. Под ред. С. Пепеляева, М.: Право, 2009 - 322 с.

8. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Под ред. Петровой Г.В. М.: Инфра-М, 2008 - 289 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные этапы формирования налоговой политики предприятия. Модели ведения налогового учёта. Организация процесса налогового планирования на предприятии. Комбинированный балансовый метод налогового планирования. Специальные методы налоговой оптимизации.

    шпаргалка , добавлен 22.02.2011

    Цели ведения налогового учета. Аналитические регистры налогового учёта. Виды и ведение регистров. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Общая схема постановки налогового учета. Схема формирования регистров в налоговом учете.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Сущность и функции налогового учёта в некоммерческих организациях, его влияние на финансово-хозяйственную деятельность. Порядок ведения налогового учета в некоммерческой организации, методы оценки уровня его организации, расчет и анализ эффективности.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2012

    Единый налог на вмененный доход как важный неотъемлемый элемент структуры налоговой системы Российской Федерации. Рассмотрение основных особенностей применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2014

    Изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Цели и принципы ведения налогового учета. Ведение регистров формирования отчетных данных.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2016

    Организация налогового учета на предприятии. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Метод начисления амортизации в целях налогообложения. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Расчет налоговой базы.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2014

    Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ. Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Изучение особенностей ведения налогового учета при упрощенной системе налогообложения, ее достоинства и недостатки. Анализ достоинств и недостатков данного специального налогового режима. Особенности и порядок заполнения Книги учета доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Сущность, задачи и условия перехода на упрощенную систему налогообложения. УСНО для целей бухгалтерского и налогового учета. Организация, ведение налогового учета, учет доходов и расходов. Ведение книги учета доходов и расходов. Достоинства и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Ставка налога и методы налогообложения. Плательщики акцизов и перечень подакцизных товаров. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчетном) периоде. Организация и ведение налогового учета на предприятиях.

«Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов.

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.


Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

Такими документами могут являться:

Положения о налоговых и учетных службах;

учетная политика в целях налогообложения;

различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах). Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

Структура учетной политики в целях налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

Организационные моменты налогового учета

Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Правила и способы налогообложения

В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения).

Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

1.1 Исходные данные

1.1 Выписка из Устава организации

1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– строительно-ремонтные работы;

– торговля строительными материалами;

– предоставление консалтинговых услуг по строительству;

– маркетинг рынка недвижимости;

– внешеэкономическая деятельность и пр.

1.2 Выписка из учетной политики организации

1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.