Разработка стратегии социально экономического развития регионов рф. Формирование стратегии развития региона (на примере Краснодарского края). Основные положения стратегии экономического развития регионов

Система мер государственного управления предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), - согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта РФ.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - система мер государс твенного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленная на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при учете государственной политики Российской Федерации.

Стратегии социально-экономического развития регионов направлены на разрешение основных проблем и реализацию приоритетных направлений их развития на перспективу (нс менее 20 лег). Цели разработки стратегии:

  • оценка потенциала социально-экономического развития субъекта РФ;
  • согласование краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта РФ;
  • обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных;
  • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ.

В процессе разработки стратегии оценивается существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития субъекта РФ как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.

Процесс разработки стратегии может включать:

  • 1) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта РФ в средне- и долгосрочной перспективе;
  • 2) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ;
  • 3) разработку двух-трех наиболее вероятных сценариев социально- экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу; при этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;
  • 4) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта РФ;
  • 5) выбор целевого сценария развития субъекта РФ на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;
  • 6) разработку системы приоритетных направлений развития субъекта РФ в рамках выбранного целевого сценария;
  • 7) разработку энергетического баланса субъекта РФ в рамках выбранного сценария, включающей в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.

Стратегии должны включать оценку инфраструктурной обеспеченности территории региона. Отметим, что инфраструктурное развитие региона должно быть опережающим по отношению к его экономическому (отраслевому) развитию, поскольку развитая инфраструктура для большинства отраслей и секторов экономики - один из ключевых факторов успеха и непременное условие размещения бизнеса на территории того или иного региона.

Таким образом, стратегическое планирование для всех регионов РФ должно быть направлено на опережающее развитие инфраструктурных объектов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития региона. На основе стратегических планов по развитию регионов должны формироваться отдельные региональные программы развития инфраструктуры.

До принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» необходимость разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов носила рекомендательный характер, а сами документы представляли своего рода документы общественного согласия между руководством и жителями того или иного региона. В этих условиях большая часть стратегических документов не становилась реальным управленческим механизмом обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Тем не менее, для ряда субъектов РФ именно разработка и последующая реализация стратегии позволили придать динамизм развитию экономики региона, обеспечить тенденцию к повышению уровня и качества жизни населения. Здесь необходимо рассмотреть примеры Калужской области и Ханты-Мансийского АО - Югры.

Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. 1 была разработана с учетом преемственности стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом «О программе повышения качества жизни населения области на 2004-2010 годы» , и перехода к новому этапу развития «человек - центр инвестиций».

Ключевым положением стратегии стали обоснование формирования сетевых экономических сообществ и план реализации кластерной политики на территории Калужской области. Так, главная цель стратегического развития Калужской области заключается в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития, исходя из которой главными приоритетами социально-экономического развития области стали:

  • пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов»;
  • создание инновационной инфраструктуры, влияющей па весь диапазон задач социально-экономического развития области;
  • поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области.

Одной из ключевых задач, обозначенных в стратегии, стала необходимость обеспечения перехода от управления отраслями к управлению территориями. Таким образом, именно пространственное развитие должно стать главным фактором роста качества человеческого капитала, создания качественной среды проживания и осуществления экономической деятельности.

Основные усилия направлены на формирование «новой экономики» Калужской области, основанной на системном разукрупнении земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса.

В то же время определен порядок работы с пространственными и земельными ресурсами, включающий следующие взаимообусловленные этапы.

  • 1. Уточнение схем территориального планирования с учетом аутсорсинга и технологической модернизации, тенденции расселения московской агломерации, формирования новой схемы туристического освоения территории, перспектив развития агропромышленного кластера.
  • 2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий.
  • 3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства.
  • 4. Частно-государственная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса в староосвоснных и перспективных к освоению районах области.
  • 5. Поддержка развития инновационной (социальной, образовательной, информационной, медицинской, рекреационной) инфраструктуры.

Срок реализации стратегии был разделен на три этапа.

  • 1. С 2009 по 2013 г. ключевым приоритетом развития была обозначена технологическая модернизация экономики региона и преодоление инфраструктурных ограничений, подготовка условий для концентрации человеческих ресурсов и наиболее эффективного применения инновационного потенциала области.
  • 2. С 2014 по 2019 г. должна быть осуществлена концентрация человеческих ресурсов на территории региона и проведена системная работа, направленная на повышения качества среды проживания. На данном этапе основная работа будет заключаться в капитализации среды нового расселения и формировании пространственных кластеров с опорой на внедрение инновационных разработок.
  • 3. С 2020 по 2030 г. должна быть создана плотная сеть инновационных центров и ядер расселения с высоким качеством среды.

Главные результаты от реализации стратегии заключаются в том, что Калужская область занимает лидирующие позиции по темпам роста промышленности, объемам инвестиций на душу населения, темпам роста реальных доходов населения и уровню ежегодно внедряемых в производство передовых технологий среди регионов РФ.

Обратимся к примеру Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. , представляющему весьма интересный опыт разработки и мониторинга хода реализации стратегии.

Согласно стратегии, ключевыми направлениями развития региона должны стать широкая диверсификация экономики округа, развитие сферы культуры, образования и здравоохранения, создание комфортных условий проживания для населения. Так, несмотря на ресурсоэксплуатирующую специфику развития Ханты-Мансийского АО - Югры (лидирующие позиции по ряду основных экономических показателей, в том числе: 1-е место среди регионов РФ по добыче нефти и производству электроэнергии; 2-е место - по объему промышленного производства и добыче природного газа, поступлению налогов в бюджетную систему страны, главным образом от добычи полезных ископаемых; 3-е место - по объему инвестиций в основной капитал, в первую очередь в нефтяную и газовую отрасли) в качестве целевого был принят инновационный социально ориентированный сценарий.

Согласно инновационному сценарию должно быть обеспечено превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, что позволит улучшить социально-экономические параметры развития округа. Будущее развитие Ханты-Мансийского АО - Югры должно быть основано на рациональном и безопасном использовании имеющегося природно-ресурсного потенциала, предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения на основе применения инновационных средств экологически ориентированной экономики.

Главной задачей инновационного сценария был определен рост качества производственного, человеческого, финансового и социального капиталов, а приоритетными для развития отраслями экономики и социальной сферы - лесопромышленный и агропромышленный комплексы, сфера транспорта и связи, финансовая деятельность, услуги (образование, здравоохранение, туризм, деловые услуги).

Важным элементом стратегии стали разработанные меры и механизмы, а также план мероприятий («Дорожная карта») по ее реализации. Главный механизм, обеспечивающий успешность реализации стратегии, - формирование системы эффективного стратегического управления документами территориального планирования. Ключевыми составляющими данной системы были определены:

  • Стратегия социально-экономического развития, которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения округа.
  • Документы территориального планирования, обеспечивающие формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти.
  • Государственные программы Ханты-Мансийского АО - Югры.
  • Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, в которых формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, а для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач.

Другой механизм реализации стратегии - формирование четкой и отлаженной системы стратегического управления на уровне Ханты-Мансийского АО - Югры, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Важная для региона задача состоит в повышении эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Стратегическое управление на уровне муниципальных образований характеризуется, главным образом, организованной системой выделения грантов городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению наилучших значений показателей деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов автономного округа. С этой целью в округе было утверждена и успешно действует система оценки эффективности деятельности органов МСУ 1 . Кроме того, на муниципальном уровне разрабатываются и утверждаются стратегии социального экономического развития муниципальных образований.

Стратегии и долгосрочные планы крупных хозяйствующих субъектов - важная часть системы стратегического планирования округа. Стратегическое планирование для хозяйствующих субъектов способствует более рациональному распределению ресурсов, существенно облегчает и улучшает контроль над принятыми решениями.

Следующие механизмы реализации стратегии - организационные. Их наличие обусловлено необходимостью распределения функций и ответственности за их исполнение между субъектами стратегического планирования, создания условий для привлечения институтов гражданского общества к реализации стратегии. С этой целью был создан Общественный совет по реализации стратегии при губернаторе округа для организации взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, жителей региона .

Организационные механизмы включают и внедрение таких важных элементов, как мониторинг реализации стратегии, главная цель которого - проверка фактического достижения запланированных значений показателей и индикаторов, актуализация целей, мероприятий и показателей стратегии, внедрение единой территориальной информационной системы Ханты-Мансийского АО - Югры, подготовка ежегодных докладов, отражающих достигнутые результаты, их соответствие намеченным целям и показателям, а также фактическое исполнение мероприятий «Дорожной карты».

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыот 24 марта 2009 г. № 36 «О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - ЮгреУказа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов” и распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г.№ 1313-р».

  • Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 г. № 167 «Об общественном совете по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на периоддо 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
  • Александр Идрисов
    Управляющий партнер компании
    "Про-Инвест Консалтинг"

    Теоретические предпосылки проекта

    Многочисленные исследования показывают, что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности, расположенных на их территории корпораций. Причинно-следственные связи процесса регионального развития представлены на рис 1.

    Уровень производительности, зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые.

    В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Michael Porter в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин "бизнес-климат" - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий:

    1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации:
    a. Природные ресурсы
    b. Человеческие ресурсы
    c. Финансовые ресурсы
    d. Физическая инфраструктура
    e. Административная инфраструктура
    f. Информационная инфраструктура
    g. Научно-исследовательский потенциал

    2. Условия для конкуренции и стратегического развития
    a. Инвестиционный климат и политика региональных властей
    b. Наличие конкурентов и свобода конкуренции

    3. Условия спроса
    a. Наличие требовательных местных потребителей
    b. Наличие уникальных потребностей клиентов
    c. Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке

    4. Связанные или поддерживающие отрасли
    a. Наличие квалифицированных поставщиков
    b. Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.

    Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (World Economic Forum) базируется на методологии, предложенной профессором M. Porter. В 2000 году страной высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия.

    Почему многочисленные программы развития регионов не работают?

    Правительство России, впервые за годы реформ, объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако, обычно, это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.

    С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

    1. В отличие от развитых стран, не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития (источник: "Про-Инвест Консалтинг", опрос руководителей предприятий). При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона.

    2. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией (HPO). Успешная реализация региональной стратегии вряд возможна без повышения эффективности административного управления. Сегодня, реформа государственного управления является одним из высших приоритетов Президента и Правительства России.

    Цель проекта

    Помощь региональной администрации и бизнес-сообществу в разработке сбалансированной и эффективной стратегии регионального развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона и повышения уровня жизни населения.

    Применяемые подходы

    Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

    1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов)

    2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата

    Данный подход имеет следующие преимущества:

    Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;

    Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием

    Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;

    Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, через общее видение будущего;

    Использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;

    Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;

    Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

    В качестве методологической основы используются подходы, разработанные объединенной группой специалистов "Про-Инвест Консалтинг" и МГТУ им. Баумана, в том числе Стратегическая платформа региона (рис. 2).

    Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.

    В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы (рис. 3) в трех областях: Стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес-климата, эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации "стратегических" разрывов (рис. 4).

    Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона

    Каждый российский регион имеет не более 20-30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС). Отбор СЭС производится на основе следующих критериев:

      существующий или потенциальный объем продаж

      количество и потенциал создания рабочих мест

      потребление ресурсов региона

      влияние на вспомогательные или связанные отрасли

      поддержка социальной инфраструктуры

    Для создания стратегии СЭС используется разработанная "Про-Инвест Консалтинг" методология "3f Corporate Strategy (First to New Ideas, Fastest to Implement Change, Finest Customer Service) Данный подход позволяет:

      активизировать инновационные процессы в компании, максимально вовлечь в процесс разработки стратегии менеджмент и ключевых сотрудников СЭС;

      в кратчайшие сроки разработать реалистичную стратегию СЭС, учитывающую возможности для развития бизнеса и вероятные угрозы, а также основанную на ключевых компетенциях и динамических способностях;

      создать сбалансированную систему индикаторов эффективности;

      сформулировать простые правила, делающие стратегию понятной и доступной не только для менеджмента, но и для рядовых сотрудников СЭС;

      построить финансовые прогнозы.

    Анализ регионального бизнес-климата и разработка рекомендаций по его совершенствованию

    Стратегический план развития региона -- это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

    1) постановку целей развития региона;

    2) определение путей достижения поставленных целей;

    3) анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

    4) разработку методов организации движения по избранным направлениям;

    5)обоснование рациональных способов использования ресурсов.

    Стратегический план социально-экономического развития региона -- это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это -- документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это -- не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

    Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

    К основным характеристикам стратегического плана социальноэкономического развития региона относятся:

    1) выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

    2) краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

    3) партнерское взаимодействие всех региональных сил.

    Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

    Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

    Оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

    Выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

    Выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

    Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса.

    Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.

    Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

    Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:

    1) достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг;

    2) фактический уровень потребления в развитых странах;

    3) рациональные нормативы.

    В грубо обобщенном виде альтернативы регионального развития можно определить следующим образом:

    Стратегия роста, которая осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года (она применяется, как правило, в динамично развивающихся регионах, имеющих значительный потенциал);

    Стратегия ограниченного роста, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регионы со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе вариантов развития);

    Стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего сред ства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом).

    В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.

    Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.

    Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

    Реализация этого положения означает:

    Расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;

    Снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;

    Проведение политики развития конкуренции на рынке социальных услуг с обязательным контролем органов регионального управления за качеством услуг; стимулирование создания конкурентной среды на монопольных рынках социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право выполнения социальных услуг;

    Формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.

    Различают три типа регионального развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.

    Асимметричным, или дисгармоничным, называется такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, -- его усугубляют.

    Гармоничным (симметричным) считается тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается.

    Нейтральным является такой тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.

    Социальная асимметрия. В отличие от экономических рассматриваемые здесь процессы далеко не столь однозначны. По степени обеспеченности населения жильем происходит сближение регионов. Рос показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями.

    Еще одна группа социальных показателей связана с продуктами питания. Как известно, потребление важнейших продуктов питания в первой половине 90-х гг. в РФ заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и картофель.

    Доминирующей тенденцией территориального и прежде всего экономического развития 2000-2010-х гг. является усиление межрегиональных диспропорций. Характерным для этого периода можно считать асимметричный тип регионального развития.

    Одной из целей экономической политики государства в этих условиях является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов. Межрегиональное выравнивание призвано сглаживать чрезмерную региональную дифференциацию. Следует отметить, что дифференциация бюджетная, где действуют механизмы выравнивания, меньше, чем дифференциация по экономическому развитию в целом, и тем объективно тормозит экономическое развитие.

    Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий.

    Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.

    Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономики и нредприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.

    Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства.

    Производства массового и крупносерийного характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.

    Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько сред них и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.

    Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

    Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона.

    Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

    Создание кооперационных структур в виде максимально замкнутых в пределах региона технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах.

    Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

    1) проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;

    2) решение социальных проблем при реформировании экономики;

    3) стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

    Концепция саморазвития региона универсальна: она отвечает потребностям и возможностям как относительно слабых районов, так и тех субъектов Федерации, которые не нуждаются или почти не нуждаются во внешней поддержке.

    Традиционно термин «саморазвитие» относится не к экономике, а к биологии, которая трактует его как умственное или физическое развитие посредством самостоятельных усилий. Прижился он и в философии, где ставится знак равенства между «саморазвитием» и «самодвижением», т.е. движением, источник энергии которого содержится в самом развивающемся объекте.

    Под саморазвитием региона понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния самосовершенствования, т.е. саморегулирование при практическом отсутствии внешнего воздействия. Цель регионального саморазвития -- создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей производить качественные товары, а продавцов -- продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком.

    Естественно, экономическая самостоятельность региона не должна вступать в противоречие с целостностью экономического пространства России. Но и при соблюдении этого непременного условия открывается необозримый простор для взаимовыгодного делового сотрудничества, обеспечивающего приток в экономику субъекта Федерации капитала, современных технологий на основе совместных инвестиционных проектов, осуществляемых многими регионами при одновременном налаживании хозяйственных связей с другими странами.

    Саморазвитие региона -- гораздо более широкое понятие, охватывающее экономическое использование всех ресурсов региона, включая природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные, обмен ресурсами и продуктами экономической деятельности внутри и вне региона, оперативное и стратегическое управление экономикой региона, воздействие на социальные процессы, осуществление региональных программ и участие в целевых региональных программах, регулирование межбюджетных отношений и участие в осуществлении реформ.

    Курс на саморазвитие открывает путь к повышению социального статуса региона, приумножению его научно-интеллектуального, образовательного, духовного потенциала. Он включает как необходимую составляющую поддержку национальных традиций, обеспечение экологической безопасности и здоровья населения, заботу о будущих поколениях.

    Местные финансы формируются за счет средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, а также прочих финансовых ресурсов. Главные принципы организации местных финансов, устанавливающие источники формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления и основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях (в том числе регламентирующие взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами), а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления определены

    в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

    Формирование и расходование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, иными правовыми актами органов местного самоуправления и основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. В соответствии с уставом муниципального образования права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения либо органами местного самоуправления, либо непосредственно жителями муниципального образования. Каждое муниципальное образование формирует собственный бюджет и в процессе осуществления бюджетного регулирования имеет право на получение средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета реализуется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Формирование местных бюджетов проводится по единой методологии с использованием государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и некоторыми государственными полномочиями субъектов РФ структурам местного самоуправления должны передаваться также материальные и финансовые ресурсы, необходимые для реализации этих полномочий.

    Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов согласно федеральным законам, законам субъектов РФ, уставам муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления могут в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для проведения хозяйственной деятельности. Они вправе также осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, эти органы могут, используя собственные материальные и финансовые ресурсы, выступать заказчиком на выполнение определенных работ (в том числе по благоустройству территории муниципального образования, по коммунальному обслуживанию населения, по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, по изготовлению продукции и предоставлению услуг и т.п.).

    При возникновении проблем, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории данного образования, но не являющимися муниципальной собственностью, строятся на основе заключаемых договоров. Органы местного самоуправления не могут ограничивать хозяйственную деятельность этих предприятий, организаций, учреждений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ), но могут координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории.

    Местные бюджеты -- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Принципы составления, утверждения, исполнения местных бюджетов и источники их формирования определены в Бюджетном кодексе РФ, а также в Налоговом кодексе РФ.Проект местного бюджета составляется непосредственно финансовыми органами муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития территории, сводных финансовых балансов и других документов, формы которых установлены действующим законодательством. Для обслуживания местного бюджета и управления его средствами местные органы власти в соответствии с уставом конкретного муниципального образования и законодательством РФ вправе создавать муниципальные казначейства и (или) другие финансовые органы.

    Разделы местного бюджета можно условно подразделить на следующие четыре основные группы: финансирование развития городской инфраструктуры, финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы, дотации, социальная защищенность жителей.

    К первой группе следует отнести финансирование развития городской инфраструктуры, строительства жилья и объектов коммунально-бытового назначения, капвложения в промышленность местного подчинения и городское хозяйство. Удельный вес данной группы затрат в их общем объеме в последнее время снижается (по крайней мере, частично). Это происходит по мере акционирования и приватизации отраслей муниципального хозяйства (в результате чего развитие этих отраслей финансируется главным образом за счет собственников).

    Вторая группа включает финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, социального обеспечения, частично культуры и спорта. Сюда же относятся затраты на экологию. Основные расходы на эти цели обеспечиваются именно за счет местного бюджета. По мере перехода к рыночным отношениям учреждения социальной сферы начинают оказывать платные услуги населению или повышать их стоимость. Но без бюджетной поддержки социальная сфера существовать не в состоянии, о чем свидетельствует опыт западных стран. Принципы самофинансирования и самоокупаемости здесь не годятся.

    Третью группу составляют дотации из местного бюджета. В условиях рыночных отношений они резко сокращаются. Тем не менее продолжают дотироваться расходы на жилищно-коммунальные услуги и эксплуатацию жилых домов (эти затраты постепенно снижаются), на содержание городского пассажирского транспорта; возмещается разница между закупочными и розничными ценами по ограниченному кругу продуктов питания.

    Четвертая группа расходов обеспечивает социальную защищенность жителей данной территории. Выплачиваются пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям доплаты к пенсиям и т.д. Финансируются (частично) мероприятия по обеспечению занятости трудоспособного населения: общественные работы; курсы переподготовки для людей, вынужденных сменить профессию; пособия по безработице. Кроме перечисленных четырех основных направлений, средства местного бюджета направляются на содержание органов местного самоуправления, создание информационных систем, финансирование НИОКР в отраслях местного хозяйства.

    Местные налоги и сборы являются главным инструментом реализации экономической политики в регионе. Принимая решение о взимании местного налога, представительный орган местного самоуправления определяет следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, указанных в НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Все иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Вводя новый местный налог, представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Наличие разветвленной системы местных налогов в РФ соответствует мировой практике. В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой местные налоги, налоговые доходы, поступающие в местные бюджеты, можно классифицировать следующим образом.

    1) Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами и взимаются лишь на данной территории. Основным среди них, как правило, считается налог на имущество. Из остальных следует отметить промысловые налоги, налоги на сделки, акцизы, налог с продаж.

    2) Надбавки к федеральным (общегосударственным) налогам в пользу местных бюджетов.

    3) Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории. Сюда относятся налоги на проживание в гостинице (не путать с платой за гостиничный номер, за пользование электроэнергией, газом, водопроводом, канализацией, услугами связи, автомобильными стоянками и т.д.).

    4) Налоги, которые определяют политику местных органов управления. Прежде всего, это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, но ориентирующие предпринимателей на выбор эффективных способов ведения хозяйств. Так, невыгодно изготовлять автомобили, не имеющие экологически чистых двигателей. Они не будут пользоваться спросом, ибо их владельцам придется платить очень высокий налог. Невыгодно применять технологии, ведущие к загрязнению природной среды, и т.д.

    Основу приоритетов местного налогообложения в РФ должны составлять проблемы рационального природопользования, развития социальной сферы и производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Местным органам власти следует больше заботиться об интересах не только местного бюджета, но и налогоплательщиков (населения), иначе невозможно будет добиться роста налоговой базы и эффективности экономики.

    Таким образом, регион является достаточно сложным объектом управления. Его сбалансированное и эффективное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народно-хозяйственной системы. Регулирование регионального развития в прошлом, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществлялось без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру данного региона.

    Поэтому совершенствование теории и методологии регионального анализа й планирования на современном этапе составляет важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов.

    В целях создания системы государственного регулирования регионального развития существует необходимость выработки концепции развития региона, вбирающей в себя учет важнейших факторов, формирующих региональную экономику.

    Важным направлением научных исследований в области управления региональным развитием является четкое определение понятий и категорий, которыми оперируют исследователи. В результате расплывчатости применяемых ныне понятий невозможно провести четкую границу между проблемами регионального анализа и прогнозирования обобщающих показателей развития и проблемами внутрирегионального анализа и прогнозирования.

    В силу этого регулирование регионального развития, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществляется без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру любого региона. Попытка математизации региональных связей особенно отчетливо показывает недостатки существовавшей концепции, в значительной мере сформировавшей нынешнее экономическое положение.

    Возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны.

    Для достижения экономической и социальной стабилизации и создания условий экономического роста в регионах главной задачей государственных органов власти является осуществление экономических мер инфраструктурного характера.

    На уровне региона необходимо определить свой набор основных и дополнительных макроэкономических показателей, характеризующих состояние территориальных социально-экономических систем с точки зрения стабильности их функционирования.

    В комплекс макроэкономических показателей и индикаторов для региональных экономических систем должны входить показатели, характеризующие ВВП и внутренний доход, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

    Помимо инициативы низовых ячеек рыночной структуры и государственных органов управления для налаживания эффективной работы регионального хозяйственного комплекса необходимо использовать ресурс горизонтального взаимодействия субъектов экономической деятельности. Это касается как взаимодействия администрации регионов, объединяемых в межрегиональные ассоциации, так и корпоративных связей первичных ячеек воспроизводственной деятельности (домашних хозяйств и предпринимателей), объединяемых в корпорации различного типа.

    Анализ деятельности действующих межрегиональных ассоциаций как добровольного объединения субъектов управления регионов позволяет отметить в целом весьма эффективный, вполне оправдавший себя механизм экономического взаимодействия территорий, который способствует стабилизации экономики региона, формированию предпосылок экономического роста территорий, улучшению социального положения населения.

    Стратегия социально-экономического развития региона - это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей конкретного региона и ориентируемых на достижение устойчивого регионального развития. В основе концепции лежит разработка альтернативных стратегий, их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов этого развития .

    Анализ и оценка существующих подходов, положений и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов позволяют выделить следующий обобщенный структурный алгоритм разработки концепции по основным блокам:

    1. Стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развитие региона.

    2. Определение стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона.

    3. Изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региональной социально-экономической системы с целью выявления ограничений в достижении целей.

    4. Прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона.

    5. Формулирование целей, их структуризация и окончательное согласование и корректировка в рамках основных направлений развития; определение средств и методов достижения целей.

    6. Разработка стратегического плана развития региона.

    7. Выбор механизма реализации концепции.

    8. Определение критериев оценки достигнутых результатов.

    9. Контроль за процессом реализаций концепции.

    Объектом стратегии устойчивого развития региона выступает административно-территориальная единица страны, все отрасли и сферы ее деятельности, а также протекающие в ее границах экономические и социальные процессы, а субъектом стратегического планирования региона являются - местные органы управления .

    Региональное стратегическое планирование имеет свои особенности по сравнению с другими видами планирования. Оно является индикативным. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер.

    Принципиальная схема процесса стратегического рыночного планирования включает несколько стадий: диагностику (аудит) территории, в ходе которой определяются ее сравнительное (с собственным прошлым и с другими территориями) состояние; определение концепции развития, характеризующей будущее состояние территории; разработку собственно стратегии как набора сценариев возможного развитие территориальной ситуации; составлении плана первоочередных мероприятий, включающегося конкретные действия по внедрению стратегии. В ходе реализации, намеченных мероприятий по мере осуществления контроля за достижением целей и на основе оценки результатов в стратегию вносятся корректировки.

    Изложенная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Но существует ряд особенностей, отличающих стратегический от нормативного метода планирования. Так, в стратегическом планировании прогнозные ориентиры определяются не единоличным решением субъекта, а на основе взаимодействия многих действующих территориальных субъектов, движимых собственными интересами, непосредственно участвующих в планировании и имеющих возможность контролировать реальность.

    Стратегическое планирование трудно поддается упорядочению в формате строгих методических процедур. Здесь многое определяется не формализуемыми факторами: опытом, интуицией, кругозором, творческой смелостью и другими подобными качествами ключевых участников процесса планирования. Это больше искусство, нежели рутинный процесс. Особо отметим, что цель диагностики территориальной ситуации должна состоять не только в определении ключевых (наиболее сильно сдерживающих развитие территории) проблем (именно так обычно и понимается задача анализа ситуации), но и в выявлении предпосылок (что намного сложнее описания проблем) развития территории. В стратегический план следует включать как меры по решению ключевых проблем территории, так и обоснование; приоритетных направлений ее развития (не обязательно связанных с преодолением сложившихся проблемных ситуаций) в широком национальном и даже мировом контексте. В ходе диагностики каждая территория, кроме того, должна оценить ресурсные возможности территорий-конкурентов, чтобы в дальнейшем найти способы позиционирования себя таким образом, чтобы выгодно выделяться на их фоне.

    Для установления стратегической цели развития региона, определения стратегического направления достижения ориентира результативности необходим всесторонний анализ конкурентоспособности региона. Рассматривая сильные и слабые стороны функционирования региона, оценивая его преимущества и недостатки в сравнении с потенциальными конкурентами, следует опираться на определенные ключевые критерии:

    Географическое положение региона, его природные и трудовые ресурсы;

    Наличие транспортной инфраструктуры;

    Уровень развития социальной инфраструктуры.

    Потенциал развития региона во многом определяет географическое положение региона, его природные ресурсы. Наличие полезных ископаемых зачастую определяет хозяйственную специализацию региона. Безусловным преимуществом является привлекательная природная среда, создающая возможности как для эффективно функционирующего сельского хозяйства, туризма и т.п. Определяющим фактором могут стать приграничные территории, дающие шансы на развитие международных связей, участие в международном разделении труда.

    Будущее развитие страны определяется долгосрочной стратегией – национальной идеей, которая выражает чаяния всего народа и осознана каждым человеком. Такой идеи может стать построение постиндустриального общества – общества всеобщего благоденствия, свободного и всестороннего развития личности. Научно обоснованная государственная стратегия общественного развития России должна стать ориентиром для разработки стратегии развития каждого региона.
    К сожалению, общепринятой региональной стратегии пока нет, хотя основания для неё имеются. Достаточно вспомнить научную работу А.Я. Лившица, А.В. Новикова, Л.В. Смирнягина Региональная стратегия России М.: Аналитический центр при президенте РФ, 1994. дальнейшая разработка стратегии развития регионов должна выявить их место и функции в российском обществе, траекторию поступательного движения к поставленной цели. Цели и задачи регионов координируются с целями общероссийской стратегии с учётом возможностей реализации собственных потенциалов и оперативности решения территориальных проблем. В каждом регионе сочетаются общегосударственные проблемы, решение которых способствует достижению поставленной цели. Таким образом каждый регион, являясь составным звеном в политическом и социально-экономическом пространстве России, включается в общую региональную стратегию развития страны.
    Региональная стратегия представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы и сглаживаться «острые углы» их проявления. Действенным механизмом, регулирующим ход реализации стратегии (ход развития регионов по намеченной траектории) должна стать региональная политика. В наиболее общем виде она будет представлять систему мероприятий по воздействию на территориальную организацию общества и ход развития каждого субъекта РФ.
    Региональная стратегия развития России основывается на знании объективных законов и закономерностей общественного функционирования . Процесс познания законов и закономерностей жизни общества в нашей стране длительное время опирался на формационный подход, предполагающий обязательную смену следующих общественно-экономических формаций: первобытно-общинную – рабовладельческую – феодальную – капиталистическую – социалистическую (коммунистическую). В последние годы всё шире стал распространяться цивилизационный подход, акцентирующий внимание на человека, на развитие общества в направлении углубления цивилизации. Этот подход расширяет возможности познания общественных закономерностей, что способствует разработке региональной стратегии РФ.
    Наиболее ответственным моментом является определение долгосрочных целей и задач стратегии. Мы полагаем, что в региональной стратегии должна быть общая цель , которая подразделяется на подцели – цели первого порядка. В качестве варианта предлагается следующая целевая установка (табл.1).