Обязательное пенсионное страхование. Застрахованные лица по обязательному пенсионному страхованию Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ифнс

В основном контрольные соотношения, опубликованные в письме ФНС , сохранились в том же виде, что и в предыдущей версии (письмо ФНС ). Но есть и изменения. Например, в соотношении о равенстве «Общая сумма исчисленных СВ на ОПС за каждый месяц с базы, не превышающей предельной величины, в целом по плательщику ≠ сумме исчисленных СВ на ОПС за соответствующий месяц с базы, не превышающей предельной величины, по каждому физлицу» теперь допускается погрешность, но не более чем на значение в 0,5 копейки, умноженное на количество застрахованных лиц.

В контрольном соотношении для графы 2 строки 050 приложения 7 появилось условие, что оно должно выполняться только для годового расчета: при условии «код отчетного периода» = 34 гр. 2 ст. 050 прил. 7 р. 1 СВ ≥ 70.

Отменено контрольное соотношение о равенстве значения строки 240 в каждом месяце произведению базы на тариф (ст. 220 × тариф = ст. 240), которое в I квартале доставило много хлопот бухгалтерам, потому что они производят расчет взносов не с базы за месяц, а нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных сумм (в соответствии с п. 1 ст. НК РФ). А также теперь не будет сверяться значение ст. 030 подраздела 1.2 (выплаты для расчета взносов на ОМС) с суммой по графам 210 раздела 3 (расхождения возникали при осуществлении выплат временно пребывающим иностранцам).

Зато появились новые проверки для количества застрахованных лиц. Теперь налоговые органы будут сверять в расчете значения, указанные в графе 2 строк 010 подразделов 1.1, 1.2 и приложения 2, с количеством «1» (признак застрахованного лица в системе), указанных в строках 160 (ОПС), 170 (ОМС), 180 (ОСС) подразделов 3.1.

Изменения коснулись и междокументных проверок. Так, для сверки с 6-НДФЛ теперь в расчете будет задействована не строка 030 подраздела 1.1, а строка 050 (база для исчисления страховых взносов). Кроме того, налоговые органы будут сверять данные по строке 080 приложения 2 (возмещено ФСС расходов на выплату страхового обеспечения) с информацией, предоставленной в ФНС из ФСС.

Остальные показатели, касающиеся расходов по обязательному социальному страхованию (приложения 3, 4), будут проверять территориальные органы ФСС с применением контрольных соотношений, опубликованных в письме .

Ответы на часто задаваемые вопросы

Особенности заполнения уточненного расчета

Вопрос. Отправила расчет по страховым взносам в ИФНС. В ответ пришло уведомление, что расчет принят, но требуется уточнение, так как обнаружено несоответствие ФИО-СНИЛС по одному сотруднику. Как правильно заполнить уточненный расчет?

Ответ. В уточненный расчет надо включить раздел 1 с теми же данными, что были в первичном расчете, а раздел 3 на указанного сотрудника должен быть включен дважды:

  1. С номером корректировки 1 с теми же ФИО-СНИЛС, что были в первичном расчете и без сумм в подразделе 3.2.
  2. С номером корректировки 0 с правильными ФИО-СНИЛС и с суммами в подразделе 3.2.

Не допустимо дублирование СНИЛС

Вопрос. Наша организация сдает расчет по страховым взносам централизованно за все подразделения. Сформировали единый расчет, отправили в налоговую по месту учета ГО и получили уведомление, что расчет считается непредставленным из-за «невыполнения условия равенства значения суммы страховых взносов по плательщику совокупной сумме страховых взносов по застрахованным лицам». Но у нас сходятся суммы между строкой 061 и графами 240. В чем причина отказа?

Ответ. Проверьте не дублируется ли СНИЛС в разделе 3. Такое возникает, когда работник в течение отчетного периода перемещается по подразделениям, а по окончании периода единый расчет формируется из xml-файлов, полученных от подразделений. При обработке расчета в ФНС, суммы по графе 240 по двойным СНИЛС исключаются из расчета для проверки, так как не могут быть идентифицированы однозначно, и поэтому возникает расхождение со строкой 061. На одно физлицо должен быть только один раздел 3, а суммы, начисленные в разных подразделениях, надо объединить. Проверку на дублирование СНИЛС можно сделать в Контур.Экстерне.

Сверка ФИО-СНИЛС

Вопрос. Когда сдавали РСВ в ПФР можно было через Контур. Экстерн запросить у Фонда сверку по ФИО/СНИЛС. Как сделать такой запрос в ФНС?

Ответ. Такую сверку ФИО-СНИЛС можно сделать только в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. А в системе Контур.Экстерн при заполнении расчета по страховым взносам в разделе 3 можно сформировать файл xml для загрузки в личном кабинете, чтобы не вводить там анкетные данные вручную. Такая возможность появилась в системе Контур.Экстерн в начале июля.

24 марта 2017 года Минфин РФ опубликовал письмо с пояснениями о предназначении нулевого расчета. Во время заполнения нулевой отчетности организация или индивидуальный предприниматель поясняет, почему не было выплат в конкретный период и премий для физических лиц, которые застрахованы. Также компании и ИП заявляют о том, что они не имеют необходимых финансовых ресурсов для взносов в фонд страхования, которые должны были уплатить в пределах того же отчетного периода.

Эти отчеты с нулевыми показателями необходимы налоговой для того, чтобы отличить плательщиков, которые не выплачивают вознаграждения физическим лицам и не ведут финансовую деятельность, от плательщиков, не укладывающихся в назначенный период и не подающих соответствующий расчет. Все организации, включая ИП, начисляющие заработную плату своим сотрудникам, уже с первого квартала должны предоставить обязательный расчет по страховке.

Подается этот расчет либо по месту проживания предпринимателя либо по месту регистрации организации. В случае если в пределах фирмы или предприятия функционирует обособленное подразделение, которое выплачивает заработную плату работникам, то отчетность отправляется в Федеральную налоговую службу по месту регистрации такого подразделения.

Многих интересует вопрос, где указывается признак застрахованных лиц в системе при нулевой отчетности. Во время заполнения нулевой отчетности в разделе 3 на всех сотрудников, которые числятся в организации и работают на ИП, необходимо заполнять определенные графы бланка. В этих ячейках указывается следующая информация о работниках:

  • личные данные (Ф. И. О., пол, дата рождения, гражданство);
  • СНИЛС;
  • серия и номер паспорта;
  • признак застрахованного лица.

В разделе 3 указывается информация обо всех застрахованных лицах, даже уволенных, в пользу которых осуществлялись начисления в периоде, указанном в отчете. Важно обратить внимание на пункт «Признак застрахованного лица». В нем необходимо поставить соответствующую цифру:

  • «1» – работник является застрахованным;
  • «2» – работник не застрахован на момент сдачи отчетности.

После этого с помощью соответствующего кода (к примеру, «НР»), определяется та категория, в которую входит застрахованное лицо.

Предположим, индивидуальный предприниматель не осуществляет выплату по страховым взносам за работника. Один из самых распространенных примеров, когда сотрудник пребывает в неоплачиваемом отпуске. В таких ситуациях необходимо в налоговую службу представить нулевой расчет с изменениями по взносам за страховку. Необходимость сдачи такого расчета обуславливается тем, что сотрудники, которым временно прекращена выплата заработной платы, в работники, получающие пособие по временной нетрудоспособности, при этом застрахованы. В данных случаях признак застрахованного лица в системе нулевой отчетности принимает значение «1», как и застрахованное лицо.

Процедура сдачи нулевого расчета по страховым взносам строится на таком принципе, что налоговая инспекция требует данной отчетности, в том числе и от компаний, не ведущих деятельность, следовательно, и не начисляющих заработную плату. С начала 2017 года вступил в силу новый расчет по страховым взносам. Его обязаны сдать все страховые субъекты (организации и ИП), которые осуществляют выплату для физических лиц. Представить рассматриваемый расчет компании и предприниматели могут в бумажном или электронном виде.

Для составления отчетности, подающейся в электронном виде, существует одно требование, на которое необходимо обратить внимание. Эта возможность есть лишь у тех компаний и предпринимателей, где численность застрахованных работников превышает 25 человек. Бумажный расчет должен представить руководитель компании или другой человек, который обладает необходимой доверенностью. Отчетность можно подать в налоговую инспекцию при личном визите или отправить по почте.

Если компания не занималась никакой деятельностью в указанный период, то к нулевой отчетности необходимо дополнительно приложить специальное пояснение о том, что по этой причине не производилось начисление зарплат. В основном такое пояснение отправлять нет необходимости, так как налоговая служба сама запрашивает эти сведения при надобности. Таким образом, в составлении нулевой отчетности нет ничего сложного. Главное – детально разобраться в немногочисленных нюансах.

Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ИФНС, какой признак застрахованного лица поставить в строках 170 и 180 раздела 3 проконсультирует статья.

Вопрос: Мы работаем по пониженному тарифу. Какой признак застрахованного лица поставить в строках 170 и 180 раздела 3?

Ответ: Если Вы применяете пониженный тариф и страховые взносы на социальное и медицинское страхование начисляете по ставке 0 процентов, признак застрахованного лица в строках 170 и 180 ставьте «1». Хоть взносы начисляете по нулевому тарифу, сотрудники являются застрахованными в системе социального и медицинского страхования.

Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ИФНС

Значение поля 020 раздела 3 должно соответствовать значению поля «Расчетный (отчетный период (код)» титульного листа расчета.

В поле 030 укажите год, за расчетный (отчетный) период которого представляются сведения. Значение поля 030 раздела 3 должно соответствовать значению поля «Календарный год» титульного листа расчета.

В поле 040 отразите порядковый номер сведений. А в поле 050 - дату сдачи сведений.

1Подраздел 3.1. В подразделе 3.1 расчета укажите персональные данные сотрудника, которому выплачивали доход:
- в строке - ИНН;
- в строке - СНИЛС;
- в строках , и - Ф. И. О. сотрудника полностью по данным документа, удостоверяющего личность;
- в строке 110 - дату рождения сотрудника по документу, удостоверяющему личность;
- в строке 120 - числовой код страны, гражданином которой является физическое лицо. Код возьмите из Классификатора стран мира . Если у сотрудника нет гражданства, в строке 120 укажите код страны, выдавшей документ, удостоверяющий его личность;
- в строке 130 - цифровой код пола: «1» - мужской, «2» - женский;
- в строке 140 - код вида документа , удостоверяющего личность;
- в строке 150 - реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия и номер документа). При этом знак «№» не проставляйте, серию и номер документа отделяйте пробелом;
- в строках , и - признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования: «1» - является застрахованным лицом, «2» - не является застрахованным лицом.

Обратите внимание : если вы применяете пониженный тариф и страховые взносы на социальное и медицинское страхование начисляете по ставке 0 процентов, признак застрахованного лица в строках и ставьте «1». Хоть взносы начисляете по нулевому тарифу, сотрудники являются застрахованными в системе социального и медицинского страхования.

Подраздел 3.2. содержит сведения о суммах:
- выплат в пользу сотрудников;
- начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование.

В графах 190 укажите порядковый номер месяца в календарном году («01», «02», «03», «04», «05» и т. д.) за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

В графах 200 отразите код категории застрахованного лица.

Памятку по порядку заполнения Расчета по страховым взносам выпустили налоговики Карелии.

После проверки расчетов за 1 квартал 2017 года инспекторы столкнулись с большим количеством ошибок, поэтому решили помочь плательщикам взносов избежать их повторения в будущем. Предлагаем вам ознакомиться с памяткой, даже если вы работаете не в Карелии. Может это поможет и вам при подготовке расчета.

Памятка по порядку заполнения Расчета по страховым взносам (форма по КНД 1151111)

Порядок заполнения расчета утвержден Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» (далее - Порядок).

Титульный лист

В поле «КПП» для российской организации указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе. Для обособленного подразделения российской организации, наделенного полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, указывается КПП в соответствии с уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Поле «По месту нахождения (учета) (код)» заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении № 4 к Порядку, в частности:

«120» - по месту жительства индивидуального предпринимателя,

«214» - по месту нахождения российской организации,

«222» - по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения.

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется расчет.

Поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД2» заполняется согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), действующему с 01.01.2017 года.

Раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов"

По строке 010 в обязательном порядке отражается код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013. При заполнении поля «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата страховых взносов.

Суммы страховых взносов, подлежащих уплате, должны соответствовать суммам исчисленных страховых взносов, указанных в соответствующих Приложениях к Разделу 1.

По строкам 120 (121-123) отражаются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетный (отчетный) период.

Не допускается одновременное заполнение строки 110 и строки 120, строки 111 и строки 121, строки 112 и строки 122, строки 113 и строки 123.

Приложение N 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование" к разделу 1 расчета

При заполнении строки 001 в обязательном порядке указывается код тарифа, применяемый плательщиком согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.

По строке 010 указывается общее количество застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования (Подразделы 1.1 и 1.2). Общее количество застрахованных лиц должно соответствовать количеству представляемых Разделов 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета.

По строке 020 отражается количество физических лиц, с выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы (Подразделы 1.1 и 1.2).

Сведения о совокупной сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физических лиц в целом по плательщику страховых взносов, указанные в Приложениях Раздела 1, должны соответствовать сведениям о сумме выплат и иных вознаграждений по каждому застрахованному лицу за аналогичный период, указанные в Разделе 3 Подраздел 3.2.

Приложение N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета

В поле 001 указывается признак выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Признак со значением «1» может быть указан в Расчете лишь в тех регионах РФ, где действует пилотный проект, реализуемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011г. № 294.

Республика Карелия присоединяется к данному проекту с 01.07.2019 года. До наступления этой даты признак выплат в расчете указывается со значением «2» - зачетная система выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС России застрахованному лицу.

По строке 090 приложения 2 указываются суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, либо суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством над исчисленными страховыми взносами по данному виду страхования с отражением соответствующего признака:

«1» - если указанные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат уплате в бюджет ,

«2» - если указываются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По строке 070 приложения 2 отражаются суммы произведенных расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода и за последние три месяца.

По строке 080 приложения 2 отражаются суммы возмещенных территориальными органами ФСС России расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода и за последние три месяца.

Суммы расходов, возмещенные территориальными органами ФСС России за отчетные периоды до 2017 года, в расчете не отражаются.

Приложение N 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ" к разделу 1 расчета

Данное Приложение является расшифровкой произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и в случае указания данных в строке 070 «Произведено расходов на выплату страхового обеспечения» Приложения 2 к разделу 1 обязательно для заполнения .

Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах"

Подраздел 3.1 Раздела 3 расчета заполняется на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, с которыми заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры, в том числе на сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, на работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет или в отпуске без сохранения заработной платы, даже если в течение отчетного периода в их пользу не было никаких выплат.

По застрахованным лицам, в пользу которых не производились выплаты и иные вознаграждения, за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, Подраздел 3.2 Раздела 3 не заполняется.

При подаче уточненного расчета в строке 010 Раздела 3 «Номер корректировки» обязательно указывается номер корректировки (например, «1--«, «2--« и так далее).

В графе 200 указывается код категории застрахованного лица в соответствии с кодами категории согласно приложению N 8 к настоящему Порядку, в частности:

НР - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы.

Для корректного отражения данных по застрахованному лицу обязателен к заполнению «Признак застрахованного лица в системе»:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • обязательного социального страхования.
- Напоминаем, что при уточнении Раздела 3 в него включаются сведения о тех застрахованных лицах, в отношении которых производятся изменения (дополнения), с указанием порядкового номера физического лица из первичного расчета.

Плательщики страховых взносов вправе самостоятельно определять порядковый номер сведений. Нумерация сведений осуществляется в порядке возрастания в целом по организации. Не является ошибкой, если налогоплательщик воспользуется уникальным учетным номером, присвоенным учетной системой налогоплательщика, например табельным номером.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.