Общая характеристика доходов бюджетов субъектов рф и их структуры. Характеристика доходов федерального бюджета, субъектов рф и муниципальных бюджетов Доходы бюджетов разных уровней

Доходы бюджета субъекта РФ

Доходы бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния

Формирование доходов бюджета субъекта РФ

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ. К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • государственная пошлина;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ -- 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);
  • налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%,а по отдельным видам полезных ископаемых 60%) и прочие.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;
  • доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;
  • доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;
  • других источников получения доходов.

50. Расходы бюджетов субъектов РФ: их характеристика и структура в динамике.

Расходы бюджета субъекта РФ

Расходы бюджета субъекта РФ - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). В соответствии с законодательством РФ (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

  • - содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • - обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • - проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
  • - реализацию региональных целевых программ;
  • - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.



В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования.

На региональные бюджеты ложится основной объем финансирования народного хозяйства - более 70 % расходов консолидированного бюджета, что включает в себя дотации предприятиям, инвестиции, компенсации жилищно-коммунальному хозяйству, затраты на городскую и сельскую инфраструктуру.

Расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются на данной территории, - это комплексное развитие экономики региона, его благоустройство и т.д. При этом основополагающими принципами при распределении расходов между бюджетами являются: на федеральном уровне - обеспечение общегосударственных интересов, государственная значимость расходов; на региональном уровне - соответствие функциям, выполняемым данным уровнем управления, территориальная принадлежность, значимость для данной территории; на местном уровне главными принципами становится экономическая целесообразность и территориальная принадлежность. Следовательно, из расходов региональных бюджетов следует вывести расходы на гражданскую оборону, военкоматы, строительство жилья для военнослужащих, содержание судебных, правоохранительных органов (кроме муниципальной милиции), которые по своему содержанию должны осуществляться из федерального бюджета. За счет региональных бюджетов должно осуществляться финансирование подготовки и переподготовки кадров для данных регионов, начиная от профессионально - технического образования до высшего, ведомственных социальных объектов и жилья, переданных в муниципальную собственность, региональных телеканалов и других расходов, обеспечивающих предоставление услуг населению данной территории, которые раньше финансировались из федерального бюджета.

Из региональных бюджетов при наличии средств может осуществляться поддержка федеральных целевых программ, которые не имеют адресной региональной принадлежности, но их выполнение положительно влияет на развитие регионов (например, реконструкция и строительство предприятий дает новые рабочие места, программа по улучшению плодородия почв способствует развитию сельского хозяйства, программа по экологии улучшает экологическую обстановку и др.).

При разработке бюджета необходимо структуру и размер его расходной части соотносить с возможностями территории по мобилизации в доходную часть финансовых ресурсов, т. е. потребности регионов должны выстраиваться в зависимости от возможностей доходной базы их бюджетов и ограничиваться в соответствии с объемом внешних и внутренних источников ресурсов.

Немногим более 16% бюджетных средств расходуются на народное хозяйство,до 11% на ЖКХ, более 25% на образование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Характеристика доходов бюджета

2 Налоговые доходы

3 Неналоговые доходы

4 Доходы бюджетов разных уровней

4.1 Доходы федерального бюджета

4.2 Доходы бюджетов субъектов РФ

4.3 Доходы местных бюджетов

Заключение

Литература

Введение

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения.

1 Характеристика доходов бюджета

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу - неналоговые доходы, третью - безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую - доходы целевых бюджетных фондов и пятую - доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета с их характеристики мы и начнем.

2 Налоговые доходы

Налоги являются основным источником доходов любого государства и обязательным атрибутом любого государства.

Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Налоговые платежи имеют следующие признаки:

· взимание осуществляется на основании закона;

· принудительность и обязательность осуществления платежа;

· индивидуальность платежа;

· безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:

· налогоплательщика - физическое или юридическое лицо;

· объект налогообложения - прибыль, доход, имущество;

· налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы;

· налоговый период (месяц, квартал, год)

· налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);

· порядок начисления налога;

· порядок и сроки уплаты.

Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.

Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные - взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг.

Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие - только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности - добыча нефти или рыбы.

Перечень региональных налогов значительно короче и включает:

1)налог на имущество организаций;

2)транспортный налог;

3)налог на игорный бизнес;

Необходимо иметь ввиду, что налог на недвижимость пока не введен и с его введением будут отменены налоги на имущество физических и юридических лиц и налог на землю.

Перечень местных налогов еще короче и включает:

1)земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц;

3 Неналоговые доходы

В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности;

доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы.

Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества могут поступать в видеарендной платы при сдаче имущества в аренду.

В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.

В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.

Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.

Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

4 Доходы бюджетов разных уровней

К регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.

Например, налог на вмененный доход распределяется по нормативам:

в федеральный бюджет - 30%;

в бюджеты субъектов РФ - 15%;

в местные бюджеты - 45%;

в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5%;

в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5%;

в бюджет Фонда социального страхования РФ - 5%.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких случаях вышестоящий бюджет предоставляет нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму помощи.

Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.

Трансферт (нормативно-долевая дотация) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Эти методы несовершенны, лишены стимулирующих свойств и создают у административно-территориальных образований иждивенческое настроение. Как способ наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами их исключить нельзя, т.к. это приведет к многократным кассовым разрывам и необходимости обращения за ссудой в вышестоящий бюджет.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации - суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

4 .1 Доходы федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;

часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;

* доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться

бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4 .2 Доходы бюджетов субъектов РФ

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законам о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”;

отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, предназначенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии законодательством, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (правительственными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет.

Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Полномочия органов государственной власти по формированию доходов бюджетов определены БК РФ.

Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающих в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга субъекта РФ.

4 .3 Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Также в местный бюджет поступают:

* ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;

другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ в порядке;

государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с законодательством, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих и вступление в силу в течение текущего финансового года, допускаются только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт

представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете. А также определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных БК РФ.

Заключение

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Литература

1. Лимонов А.М. «Местное самоуправление в Российской Федерации»: учебное пособие - М., Издательство: Книжный мир, 2002, - 220 с.

2. «Финансы» - Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. - М.: Феникс, 2008 г.

3. «Государственное и муниципальное управление, реализация реформ», Сапожников А.А., Семкина О.С., Мокрый В.С., - М.: Кнорус, 2008 г., - 216 с.

4. Миляков Н.В.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник. - М.: Книжный мир, 2005г.

5. Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика.- 2005г.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов // под ред.

7. проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити, 2005г.

8. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003. 118с.

9. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

Подобные документы

    Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание, источники. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Способы повышения эффективности неналоговых доходов в России через оптимизацию условий управления государственной собственностью.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Экономическое содержание доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы. Доходы региональных и местных бюджетов. Доходы федерального бюджета. Формирование доходов федерального бюджета РФ на 2008 год и на период до 2010 года.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2007

    Экономическая сущность доходов бюджета, его основные источники: налоговые сборы, неналоговые доходы, прибыль из целевых фондов, безвозмездные поступления. Особенности формирования доходов федерального и местного бюджета, субъектов Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2011

    Неналоговые доходы как резерв исполнения доходной части бюджетов. Сокращение дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране. Состав, структура и особенности формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Принципы формирования доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы. Доходы региональных и местных бюджетов. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ. Совершенствование бюджетной политики РФ. Прогнозирование развития РФ на 2006-08 гг.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2006

    Понятие бюджета, его сущность и особенности, классификация и разновидности, характеристика и отличительные черты. Доходы бюджетов, их классификация, виды, значение. Сущность налогообложения, виды налогов, роль в формировании бюджетов различных уровней.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2009

    Сущность доходов региональных бюджетов и источники их формирования. Понятие и состав налоговых доходов федерального бюджета РФ. Управление доходами региональных бюджетов. Установление специальных налоговых режимов. Принцип стабильности доходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2013

    Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы государственного бюджета. Пропорции, функции и сфера действия бюджетного перераспределения. Пути, увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2010

    Виды доходов бюджетов. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Основные налоговые доходы бюджетов городских округов.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Доход бюджета как одна из главных составляющих бюджетной системы России. Состав и структура доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы, их классификация и разновидности. Характеристика неналоговых доходов бюджета. Доходы бюджета РФ на 2005 год.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Доходная часть бюджетов состоит из налоговой и неналоговой частей, причем налоговые доходы являются определяющими.

Налоговые доходы - обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи различных экономических субъектов в бюджет. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы по ним. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной и муниципальной власти.

Неналоговые доходы - это прежде всего:

О доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

О доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

О средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

О средства самообложения граждан;

О доходы от внешнеэкономической деятельности;

О иные неналоговые доходы.

В бюджет включаются также поступления в виде заимствований.

К безвозмездным поступлениям относятся дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Структура доходов бюджетов определяется на стадии его формирования, но зависит от фактического поступления запланированных доходов, прежде всего налогов. Налоговые и неналоговые доходы, полученные в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, и доходы от управления государственной и муниципальной собственностью называются собственными доходами.

Если для исполнения полномочий, закрепленных за определенным уровнем власти, собственных доходов недостаточно, в рамках межбюджетных отношений используются:

О дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

О межбюджетные субвенции (ст. 41 БК РФ) - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия;

О бюджетный кредит нижестоящему бюджету может быть получен в коммерческом банке или привлечен путем выпуска государственных и муниципальных облигаций.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов на выполнение органами власти своих функций. Каждый вид расходов обладает качественной характеристикой, которая, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, и количественной, определяющей их величину.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правового образования, обусловленными законом, иным нормативным правовым актом перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения.

Расходы бюджета классифицируются по разным основаниям в зависимости от финансирования выполняемых государством функций - экономической, социальной, оборонной и т.д. Кроме того, современная классификация бюджетных расходов использует понятия «действующие» и «вновь принимаемые», что связано с наличием финансовых ресурсов на выполнение существующих обязательств и новых обязательств, которые необходимо брать, например строительство новой школы.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходная часть бюджетов предполагает движение средств в бюджеты нижестоящего уровня для финансовой поддержки и решения социально-экономических проблем.

Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Доходы и расходы федерального бюджета (рис. 3.3). Федеральный бюджет - это центральный бюджет России, являющийся гарантом выполнения социальных и экономических программ на территории России. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

О налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;

О налога на прибыль организаций в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

О налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - 20 %;

Рис. 3.3.

1 , 2-доходы и расходы федерального бюджета

О налога на добавленную стоимость - 100 %;

  • 0 акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по 50 %;
  • 0 акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - 100 %;
  • 0 акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
  • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - 60 %;
  • 0 акцизов на табачную продукцию - 100 %;
  • 0 акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, с 1 января 2014 г. - 28 %;
  • 0 акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
  • 0 акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию России, - по нормативу 100 %;
  • 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
  • 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 100 %;
  • 0 налога на добычу других полезных ископаемых - 40 %;
  • 0 налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ - 100 %;
  • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - 100 %;
  • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 95 %;
  • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции - 100 %;
  • 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 20 %;
  • 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 20 %;
  • 0 водного налога - 100 %;

О государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты и указанной в ст. 56, 61, 61.1 и 61.2 БКРФ)- 100%.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются:

  • 0 из доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ;
  • 0 доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - 100 %;
  • 0 доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - 100 %;
  • 0 части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  • 0 лицензионных сборов - 100 %;
  • 0 таможенных пошлин и таможенных сборов - 100 %;
  • 0 платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда - 100 %;
  • 0 платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - 100 %;
  • 0 платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - 100 %;
  • 0 платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %; с 01.01.2016-5%;
  • 0 консульских сборов - 100 %;
  • 0 патентных пошлин - 100 %;
  • 0 платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - 100 %;
  • 0 утилизационных сборов - 100 %;
  • 0 прибыль Центрального банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • 0 доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходные обязательства РФ возникают в результате:

0 принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения;

О заключения Российской Федерацией договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения;

О заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;

О принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетныхтрансфертов.

Большую роль в формировании доходов федерального бюджета играют поступления налогов на добычу полезных ископаемых и связанных с реализацией нефти и газа за рубеж. Производство и экспорт сырой нефти в 2011 гг. по наиболее крупным странам-производите- лям (включая страны ОПЕК) представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Производство и экспорт нефти на мировом уровне в 2011 г.

Производство, баррели в сутки

В % к мировому производству

Экспорт, баррелей в сутки

В % к мировому экспорту

Норвегия

Великобритания

Саудовская Аравия

Окончание табл.3.2

Источник: OPEC Annual Statistical Bulletin. 2012.

На рис. 3.4 представлены данные по экспорту нефти из России и доле этих поставок в общем объеме экспорта нефти по странам-потребителям.


Рис. 3.4.

1 - экспорт нефти из России, млн баррелей; 2 - доля в общем объеме экспорта

Цены на нефть марки «Юралс» и другие товары традиционного российского экспорта будут и дальше формироваться в центрах влияния, расположенных вне пределов России, с соответствующими дисконтами и потерями для отечественной экономики и, в частности, для бюджетной системы РФ, а степень их предсказуемости всегда будет низкой, если не решить проблему зависимости российского федерального бюджета от состояния рынка нефтегазовых ресурсов. Такая проблема поставлена, и сегодня используются понятия нефтегазового и ненефтегазового бюджета.

За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета и бюджетной системы РФ в целом от нефтегазовых доходов существенно усилилась. Если в 2000 г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла около 20 %, то к 2004 г. она выросла до 30 %, а в 2012 г. нефтегазовые доходы превысили 50 % всех доходов. В таких условиях существенное снижение цены на нефть может привести к значительному сокращению доходной части бюджета и росту его дефицита. Ненефтегазовый дефицит вырос с 2-3 % ВВП в 2002-2007 гг. до 10,6 % ВВП к 2012 г. (рис. 3.5, 3.6).


Рис. 3.5.

/ - доходы федерального бюджета, % ВВП; 2- ненефтегазовый дефицит, % ВВП

В настоящее время действует механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, определяемый Бюджетными правилами. Бюджетное правило - закрепленный в Бюджетном кодексе РФ механизм определения предельного (максимально возможного) объема бюджетных расходов, основанный на долгосрочном уровне цен на нефть. Предельные расходы равны доходам федерального бюджета при базовой (средней за последние несколько лет) цене на нефть, увеличенным на 1 % ВВП. Если фактическая цена на нефть выше базовой, избыток нефтегазовых доходов (доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти и газа) направляется на пополнение Резервного фонда, в противном случае - на расходы направляются средства из Резервного фонда.


Рис. 3.6. Динамика доходов нефтегазового 1 и ненефтегазового 2 федерального

Если при формировании проекта бюджета прогнозная цена на нефть превышает базовую, дополнительные нефтегазовые доходы подлежат направлению в Резервный фонд до достижения им нормативного объема 7 % ВВП. После достижения Резервным фондом 7 % ВВП: не менее 50 % дополнительных нефтегазовых доходов направляются в Фонд национального благосостояния, а оставшиеся средства могут направляться на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств.

Сопоставление основных параметров бюджетных систем РФ и зарубежных стран показывает, что уровень доходов бюджетной системы в РФ в процентах к ВВП в 2013-2015 гг. прогнозируется ниже, чем в большинстве развитых зарубежных стран G7 (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Доходы, расходы и дефиците России и странах G7,% к ВВП (поданным официальных сайтов министерств финансов зарубежных стран и МВФ)

  • (оценка)
  • (прогноз)
  • (прогноз)
  • (прогноз)

Профицит

Германия

британия

Данные Счетной палаты РФ говорят о том, что по сравнению со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) уровень дефицита бюджетной системы РФ ниже дефицита бюджета Индии (8,2 % ВВП в 2013 г., 8,1 % ВВП в 2014 г. и 7,9 % ВВП в 2015 г.), Бразилии (2,4 % ВВП в 2013 г., 2,3 % ВВП в

  • 2014 и 2015 гг.) и Южной Африки (3,7 % ВВП в 2013 г., 3,1 % ВВП в
  • 2014 г. и 2,4 % ВВП в 2015 г.) и сопоставим с уровнем дефицита бюджетаКитая(1 % ВВП в2013 г., 0,6 % ВВП в2014г., 0,1 % ВВПв
  • 2015 г.). В странах СНГ, таких, как Белоруссия и Украина, прогнозируется дефицит бюджета в 2013-2015 гг. в пределах 1-2 % ВВП, в Казахстане - профицит бюджета на уровне 3,3-4,4 % ВВП.

Структура основных видов доходов бюджетной системы РФ заметно отличается от соответствующей структуры доходов экономически развитых стран, стран с переходной экономикой, отдельных стран СНГ (табл. 3.4, 3.5).

Таблица 3.4. Структура основных видов доходов бюджетных систем стран «Группы семи» (по данным МВФ) и РФ, % общей суммы доходов

Германия

Великобритания

Налог на прибыль

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество

НДС и налог с продаж

Другие доходы

Таблица 3.5. Структура основных видов доходов бюджетных систем отдельных стран СНГ (по данным МВФ) и Российской Федерации, % общей суммы доходов

Казахстан

Белоруссия

Молдавия

Налог на прибыль

Налог на имущество

НДС и налог с продаж

Отчисления на социальное страхование

Другие доходы

Значительная доля других доходов в структуре доходов бюджетной системы РФ объясняется тем, что в их число входят налоги на добычу природных ресурсов и таможенные пошлины.

Доходы и расходы субъектов Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих налогов:

1) региональных

О налога на имущество организаций - по нормативу 100 %;

  • 0 налога на игорный бизнес - по нормативу 100 %;
  • 0 транспортного налога - по нормативу 100 %;
  • 2) федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • 0 налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
  • 0 налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80 %;

О налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 %;

  • 0 налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента, - 100 %; с 01.01.2014 - 50 %;
  • 0 акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
  • 0 акцизов на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
  • 0 акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - 100 %; с 01.01.2014 - 72 %;
  • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % за исключением пива и вин - 40 %;
  • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, - 100 %;
  • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно - 100 %;
  • 0 налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 100 %;
  • 0 налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - 60 %;
  • 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - 100 %;
  • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 5 %;
  • 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 80 %;
  • 0 сбора за пользование объектами животного мира - 100 %;
  • 0 налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 100 %;
  • 0 государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - 100 % (перечень действий определен Б К РФ).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в соответствии со ст. 41,42, 46 БК РФ, в том числе за счет:

О доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - 100 %;

  • 0 доходов от продажи имущества - 100 %;
  • 0 доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Федерации;
  • 0 части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Федерации;
  • 0 платы за негативное воздействие на окружающую среду - 40%;
  • 0 платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, - 100 %;
  • 0 доходов от передачи в аренду земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - 20 %;
  • 0 доходов от продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - 20 %;
  • 0 доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, от передачи в аренду таких земельных участков и продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - не более 50%;
  • 0 доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - не более 50 %;
  • 0 платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Федерации, - 100 %.

В бюджеты субъектов Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:

О плата за негативное воздействие на окружающую среду - 80 %; с 01.01. 2016-95 %;

  • 0 доходы от передачи в аренду земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, - 100 %;
  • 0 доходы от продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, - 100 %;
  • 0 доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - 100%;
  • 0 доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - 100 %.

Расходные обязательства субъекта Федерации возникают в результате:

  • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по их предметам ведения;
  • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам совместного ведения;
  • 0 заключения от имени субъекта Федерации договоров (соглашений) с казенными учреждениями субъекта Федерации;
  • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
  • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации при осуществлении ими переданных им полномочий Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации.

Для примера рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета Томской области (табл. 3.6, рис. 3.7). В таблице представлены материалы проекта бюджета. Реально бюджет на 2013 г. принят с дефицитом 3 млрд руб.

Таблица З.б. Основные параметры областного бюджета на 2012-2015 гг.

Рис. 3.7.

  • 1 - налог на прибыль организаций;
  • 2 - налоги на имущество; 3 - НДФЛ;
  • 4 - остальные доходы

Если обратиться к экономической структуре расходов, то следует отметить, что наибольшую долю в областных расходах составляет финансовая помощь муниципальным образованиям Томской области (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Экономическая структура расходов областного бюджета, млн руб., по действующим расходным обязательствам на 2013 г. (без учета целевых средств федерального бюджета):

  • 1 - резервные фонды (296,1 %); 2 - капитальный ремонт и содержание имущества областных учреждений (3986, 11 %);
  • 3 - страховые взносы ОМС (4550, 13 %);
  • 4 - господдержка отдельных отраслей экономики (2993, 9 %); 5- расходы на обслуживание госдолга (772,2 %); 6 - финансовая помощь местным бюджетам (11 462, 32 %); 7 - меры социальной поддержки (5772, 16 %); 8 - ФОТ с начислениями
  • (573, 16 %)

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

– финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

– субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

– субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

– иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

– безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

– безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов учитываются:

– средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

– средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

– плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

– доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

– другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Указанные выше доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

К собственным доходов бюджетов относятся:

– налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

– неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;

– доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Доходы федерального и региональных бюджетов находятся в пропорциональной зависимости от динамики социально-экономического развития России в целом и регионов. Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2005 г. показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.

Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.

По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально-экономическим показателям.

При оценке социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа можно сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.

К неблагополучным относятся Архангельская и Псковская области, в которых практически без изменений остаются показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры, а в отношении доли населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения показатели улучшились.

В Южном федеральном округе в группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область.

Низкие значения таких показателей, как валовой региональный продукт на душу населения, объем внешнеторгового оборота на душу населения, уровень финансовой обеспеченности региона на душу населения, общий объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основные фонды на душу населения и развитие отраслей социальной инфраструктуры, составляют основу отсталости этих субъектов РФ. В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России. К неблагополучным относятся Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально-экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.

Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.

В Сибирском федеральном округе к неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.

В каждом федеральном округе есть регионы, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными. Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.

В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 годы и до 2015 года)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717. Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в полтора раза, а к 2015 г. – в два раза. Финансирование мероприятий, направленных на решение этих задач, предполагается осуществлять за счет средств Фонда регионального развития, бюджетов субъектов РФ, кредитных ресурсов, иностранные инвестиции.

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы за первые два месяца 2006 года составили 10,1% ВВП и увеличились на 2,3 п.п. ВВП по сравнению с январем-февралем 2005 года. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, составили 9,3% ВВП, что превысило прошлогодний показатель на 2,3 п.п. ВВП.

Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов.

Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.

Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации удельный вес неналоговых доходов составил 8,2 % в 2003 году, 8,4 % - в 2004 году, 9 % - в 2005 году.

Наибольший удельный вес в неналоговых доходах приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (81,3 %, 80,3 %, 57,6 %, соответственно, за 2003, 2004, 2005 годы).

Основными платежами, формирующими неналоговые доходы за период 2003-2005 годов, являлись:

Доходы от использования (продажа, сдача в аренду) имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Штрафные санкции;

Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду;

Платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;

Платежи за пользование природными ресурсами.

Плановые назначения по неналоговым доходам за указанный период практически во всех регионах перевыполнены в среднем на 15-20 процентов.

Основным фактором, повлиявшим на перевыполнение плана по неналоговым доходам, является усиление контроля со стороны администрирующих органов по данным платежам.

Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за рассматриваемый период увеличился с 8,2 % до 9 % и имеет стабильный рост. В этой связи неналоговые источники доходов можно рассматривать как «резерв устойчивости» доходной базы региональных бюджетов.