Новые индустриальные страны. Понятие, сущность, основные черты нис Страны с переходной экономикой

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

· НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»)

· НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай

· НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия

· НИС «четвёртой волны»: Филиппины, Китай

Существует две основные модели НИС:

· Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.

· Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Общие черты новых индустриальных стран:

· демонстируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

· ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

· экспортоориентированная экономика;

· активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

· образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

· большое внимание уделяется образованию;

· использование высоких технологий;

· привлекательны для ТНК в следствии дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

· главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Феномен новых индустриальных стран Азии

К новоиндустриальным странам (НИС) относятся Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, за ними идут другие четыре — Таиланд, Малайзия, Индонезия, Китай. Особенно выделяются первые четыре, которые называют драконами или тиграми.

В течение 80-х гг. все восемь экономик доказали, что в состоянии поддерживать рост на уровне, превышающем 7% в год. Этим странам удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и в большей или в меньшей степени приблизиться к уровню развитых стран. Эти страны значительно отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития и т.д. Население Тайваня, например, более чем в два раза меньше, чем Ю. Кореи, а Сингапура — в 2 раза, чем Гонконга. Сингапур уделяет большое внимание созданию привлекательного пакета условий для международных компаний. Ю. Корея, напротив, всеми силами старается держать иностранцев подальше от своей экономики, подкармливая субсидиями свои домашние компании.


Шестимиллионный Гонконг в 90-е гг. занял десятую строчку в списке крупнейших экспортеров мира, и хотя львиная доля принадлежит реэкспорту, это не меняет сути. Кроме Гонконга, из числа азиатских стран в десятке — лишь Япония. Что же лежит в основе этого феномена?

Один из самых крупных бизнесменов этого региона дает простое объяснение: мы экономические звери, пожалуй, самые жадные на земле и самое главное — дать человеку стимул работать.

Немало написано о внешних факторах — экономической и военно-политической помощи капиталистических развитых стран. Примеров, демонстрирующих экономическую суть капитализма, в отечественной литературе много. Однако, новые индустриальные страны появились далеко не везде. И это свидетельствует о том, что превращение того или иного молодого государства в НИС не есть результат произвольного насаждения капитализма извне. Это была бы чересчур упрощенная схема механизма возникновения НИС, новой генерации лидеров мирового капитализма.

Семена давали ростки там, где попадали на благодатную почву. Без соответствующих внутренних условий вряд ли было бы возможно форсировать развитие капитализма , которое мы наблюдаем в новоиндустриальном регионе.

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов. Если иметь в виду экономический, то это прежде всего приверженность этих стран к рынку и частной собственности. Им удалось заменить обращенную на решение внутренних проблем стратегию импортзамещения ориентированной на внешний мир стратегией поощрения экспорта.

В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.

Спустя некоторое время национальные промышленные структуры, наталкиваясь на проблему реализации на узких местных рынках, вынужденно переориентировались на внешние рынки.

Экспорт этих стран вдвое превышает экспорт Латинской Америки, хотя население последней в шесть раз больше. Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Удачная налоговая политика , способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Большую роль в этом сыграли дешевизна рабочей силы и специфика воспроизводства капитала в регионе, активное участие местного китайского населения (китайской общины) в национальной экономике этих стран. Отличительной особенностью зарубежных китайских общин стало выдвижение китайского капитала в качестве постоянного элемента социально-экономической структуры стран Юго-Восточной Азии.

Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала. Интенсификация нивелирует различия между странами по территориальному и ресурсному критериям, отдавая приоритет научно-техническому фактору.

Пример названных стран говорит о развивающемся процессе региональной интеграции, что свидетельствует о новом качестве мирового хозяйства, когда возникает объективная необходимость сращивания экономических, научно-технических потенциалов, интеллектуальной мысли развитых стран для технологического прорыва.

Овладение высшими достижениями НТП дает странам более благоприятные шансы в конкурентной борьбе, которая переходит теперь в новые плоскости интеллектуальной соревновательное.

Новые индустриальные страны взялись за разработку альтернативных производств, ориентированных на экспорт. Появились электронная, пищевая, автомобильная и другие виды промышленности, развивая которые странам удалось довольно быстро, менее чем за десятилетие, потеснить позиции крупнейших капиталистических государств, являющихся производителями аналогичной промышленной продукции.

Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики. В начале 80-х гг. в четырех странах этого региона она практически не существовала, а уже в 1988 г. производство ЭВМ и их блоков в этих странах составило 7% мировой продукции данного сектора.

В середине 80-х гг. лидировал Тайвань. Многие сотни мелких и средних фирм, образующих индустрию информатики острова, очень быстро осваивают выпуск моделей микроЭВМ, совместимых с последними, лучшими изделиями американских фирм, но при этом фирмы Тайваня продают микроЭВМ по очень низкой цене.

В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Южная Корея и Тайвань сохраняют верность примату материального производства и, находясь на этом пути, близки к тому, чтобы вступить в ряды мирового технологического авангарда. Сингапур же, обладающий значительно более скромным научно-техническим потенциалом, предпочел уйти в непроизводственную сферу, о чем свидетельствует его усиливающаяся в последние годы специализация в качестве нового финансового центра региона.

В процессе изучения этих вопросов важное значение имеет применительно к данному региону и политический аспект. Форсированная капиталистическая модернизация в этих странах начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим и активно разворачивалась политика государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. КНР, Тайвань, Южная Корея и др. шли к эффективной экономике через авторитаризм, в отличие от Японии, достигнувшей преуспевания на пути развития демократии. Отметим, что и Китай, и Корея в историческом плане находятся сейчас на пороге крупных перемен.

Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития. Все без исключения новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань и Сингапур), а также постепенно приближающиеся к ним по уровню экономического развития Малайзия, Таиланд и Индонезия эволюпионизировали по сходной, почти универсальной схеме.

Во всех них были разгромлены и запрещены коммунистические партии и другие леворадикальные движения и организации. Эти запреты были связаны с тем, что наличие широких маргинальных слоев создает благоприятную почву для распространения популистских и уравнительных идей. А они могут оказаться губительными для нарождающихся рьшочньк отношений, в результате которых должен появиться класс собственников. Жесткие, а подчас даже драконовские меры против популистских сил иногда оправдываются и тем, что создаваемое годами шаг за шагом благополучие может быть разрушено в результате массовых беспорядков буквально за считанные недели. Во многом благодаря твердым формам правления таким многонациональным странам Юго-Восточной Азии, как Индонезия, Малайзия и Сингапур, удалось избежать в последние годы и волнений на этнической почве.

К тому же политическая стабильность и отсутствие стачек и забастовок повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. По этим же причинам заметно ограничивается деятельность политических партий и даже парламентской оппозиции. Например, в процветающем Сингапуре долгие годы в парламенте был только один оппозиционный депутат. Однако недостаток политических свобод компенсируется предоставляемой населению возможностью проявить себя в сфере бизнеса -«-от участия в крупных и мелких компаниях до уличной торговли. А управление экономикой и выработка концепции реформ поручаются профессионалам-технократам, многие из которых имеют зарубежное образование.

Индустриальные страны оказали на мировую экономику более чем ощутимое влияние. Они двигали прогресс и меняли статус конкретных регионов. Поэтому история и особенности этих государств заслуживают внимания.

Что стоит понимать под индустриализацией

Когда используется данный термин, речь идет об экономическом процессе, суть которого сводится к переходу от аграрно-ремесленного к большому машинному производству. Именно этот факт и является ключевым признаком, по которому определяются индустриальные страны мира.

Стоит отметить и следующую особенность: как только машинное производство начинает преобладать в государстве, развитие экономики переходит в экстенсивный режим. Переход конкретной страны в категорию индустриальных обусловлен воздействием такого фактора, как развитие новых технологий и естественных наук в промышленности. Особенно активными такие перемены являются в сфере производства энергии и металлургии.

Фактически любая индустриальная страна является продуктом грамотного проведения реформ в сфере законодательства и политики. При этом, разумеется, не обходится без формирования значительной сырьевой базы и привлечения большого количества дешевой рабочей силы.

Следствием подобных процессов является тот факт, что над первичным (сельское хозяйство, добыча ресурсов) начинает преобладать вторичный (сектор переработки сырья). Индустриализация способствует динамичному развитию научных дисциплин и последующему внедрению их в производственный сегмент. Это, в свою очередь, позволяет ощутимо повысить доходы населения.

Первая индустриальная страна

Если посмотреть на исторические данные, то можно сделать очевидный вывод: на передовой индустриального движения были именно США. В конце 19 - начале 20 века здесь была создана большая база для динамичного индустриального роста, которому способствовал ощутимый приток рабочей силы. Составляющими данной базы являлись значительные сырьевые ресурсы, отсутствие устаревшего оборудования и обеспечение абсолютной свободы для экономической деятельности.

Рассматривая историю развития нужно отметить, что ощутимые сдвиги в этой сфере произошли в начале ХХ века. Проявились они посредством роста темпов развития тяжелой промышленности. Этому факту способствовали и построенные железнодорожные трансконтинентальные линии.

Такая индустриальная страна, как США, интересна тем, что именно она стала первым государством в истории мирового экономического развития, на территории которого был зафиксирован следующий факт: удельный вес тяжелой промышленности превысил остальные показатели общей промышленной продукции. Другие страны смогли выйти на такой уровень значительно позже.

Еще одни изменения, которые неизбежно должна провести индустриальная страна,касаются политической и законодательной сферы. При этом неизбежной является необходимость наличия в достаточном количестве дешевой трудовой силы и сырьевых запасов.

Одна из ключевых целей производства в рамках индустриальной экономики - это выпуск как можно большего количества готовой продукции. Как результат, значительные объемы товара позволяют компаниям выходить на мировой рынок.

Изменение структуры тяжелой промышленности США

Учитывая, что Северная Америка - это территория, где пережила свое становление индустриальная страна, ставшей первой в таком формате экономики, стоит отметить следующую информацию: подобные изменения были достигнуты и посредством перемен в структуре тяжелой промышленности США.

Речь идет о воздействии научно-технического прогресса, который стал причиной появления и развития таких новых отраслей промышленности, как нефтяная, алюминиевая, электротехническая, резиновая, автомобильная и др. При этом производство автомобилей и переработка нефти оказали наиболее существенное влияние на развитие американской экономики.

Поскольку электрическое освещение быстро внедрялось в быт и производство, керосин стремительно терял свою актуальность. При этом спрос на нефть стабильно рос. Объясняется данный факт динамичным развитием автомобилестроения, что неизбежно вело к повышенному объему закупок бензина, для производства которого использовалась нефть.

Стоит отметить и тот факт, что именно внедрение автомобиля в жизнь граждан США оказало значительное влияние на структуру производства, позволив нефтеперерабатывающей промышленности стать доминирующей.

Изменения переживали и методики рациональной организации труда. На этот процесс ключевое влияние оказало развитие массового серийного производства. Речь идет прежде всего о поточном методе.

Именно благодаря этим факторам США начали определяться как индустриальная страна.

Другие представители индустриальной экономики

США, безусловно, стали первым государством, которое можно было причислить к индустриальным. Если рассматривать индустриальные страны 20 века, то удастся выделить две волны модернизации. Эти процессы можно назвать также органичным и догоняющим развитием.

К странам первого эшелона относятся США, Великобритания, Франция и другие небольшие европейские государства (скандинавские страны, Голландия, Бельгия). Развитие всех этих стран отличалось постепенным переходом к индустриальному типу производства. Сначала происходил за которым следовал переход к массовому и крупносерийному производству конвейерного типа.

Формированию таких процессов предшествовали определенные культурные и социально-экономические предпосылки:

Высокий уровень развития мануфактурного производства, которое подвергалось воздействию модернизации в первую очередь;

Зрелость товарно-денежных отношений, ведущая к зрелости внутреннего рынка и его способности поглощать значительные объемы промышленной продукции;

Ощутимый слой неимущих людей, не имеющих возможности зарабатывать другим способом, кроме предоставления своих услуг в качестве рабочей силы.

К последнему пункту можно отнести и тех предпринимателей, которые сумели накопить капитал и готовы были вложить его в актуальное производство.

Страны второго эшелона

Рассматривая индустриальные страны в начале 20 века, стоит выделить такие государства, как Австро-Венгрия, Япония, Россия, Италия и Германия. Их приобщение к индустриальному производству вследствие влияния некоторых факторов было несколько запоздавшим.

Несмотря на тот факт, что в направлении индустриализации двигалось много стран, развитие всех государств имело общие черты. Ключевой характеристикой при этом являлась значительное влияние правительства в период модернизации. Особую роль государства в данных процессах можно было объяснить следующими причинами.

1. Прежде всего, именно государство играло решающую роль в осуществлении реформ, целью которых было расширение товарно-денежных отношений, а также сокращение количества полунатуральных и натуральных хозяйств, отличавшихся низкой производительностью. Такая стратегия позволяла получить больше свободной рабочей силы для эффективного развития производства.

2. Чтобы понять, почему индустриальные страны всегда характеризовались значительной долей участия государства в процессе модернизации, стоит обратить внимание на такой фактор, как необходимость введения повышенных таможенных пошлин на ввоз импортной продукции. Такие меры могли быть произведены только на уровне законодательства. И благодаря подобной стратегии отечественные производители, которые стояли в начале своего развития, получали защиту и возможность быстро выйти на новый уровень товарооборота.

3. Третья причина, по которой активное участие государства в процессе модернизации было неизбежно, - это недостаток средств у предприятий для финансирования производства. Слабость отечественного капитала компенсировалась бюджетными средствами. Это выражалось в финансировании строительства фабрик, заводов и железных дорог. В некоторых случаях создавались даже смешанные банки и компании, с использованием государственного и порой иностранного капитала. Этот факт объясняет почему индустриальные страны, помимо вывоза продукции, были ориентированы на привлечение средств иностранных инвесторов. Особенно сильно повлияли такие инвестиции на процесс модернизации Японии, России и Австро-Венгрии.

Место индустриальных стран в современной экономике

Процесс модернизации не прекращал свое развитие. Благодаря этому успели сформироваться новые индустриальные страны. Списоких выглядит следующим образом:

  1. Сингапур,
  2. Южная Корея,
  3. Гонконг,
  4. Тайвань,
  5. Таиланд,
  6. Китай,
  7. Индонезия,
  8. Малайзия,
  9. Индия,
  10. Филиппины,
  11. Бруней,
  12. Вьетнам.

Первые четыре страны особенно выделяются на фоне остальных, по причине чего их называют На протяжении 80-х годов каждое из приведенных в списке выше государств показало свою способность обеспечить ежегодный рост экономики с отметкой выше 7%. Более того, они смогли добиться достаточно быстрого преодоления социально-экономической слаборазвитости и приблизиться к уровню стран, которые можно определить как развитые.

Критерии, по которым определяются индустриальные страны

ООН постоянно наблюдает за ситуацией в мире, уделяя особое внимание экономическому развитию различных регионов. У данной организации есть определенные критерии, при помощи которых они определяют новые индустриальные страны. Список их может пополнить только то государство, которое соответствует определенным стандартам в следующих категориях:

Объем экспорта промышленных изделий;

Размер на душу населения;

Удельный вес в ВВП (не должен быть менее 20%);

Объем инвестиций за пределами страны;

Среднегодовые темпы прироста ВВП.

По каждому из данных критериев и по всем суммарно индустриальные страны, список которых стабильно растет, должны значительно отличаться от других государств.

Особенности экономической модели НИС

Есть определенные причины как внутреннего, так и внешнего характера, которые оказали существенное влияние на экономическое развитие новых индустриальных стран.

Если говорить о внешних факторах экономического роста, характерных для всех стран, то прежде всего внимание стоит уделить следующему факту: независимо от того, какие индустриальные страны рассматриваются, их все будет объединять наличие интереса со стороны развитых промышленных государств. Причем речь идет как об экономических, так и политических интересах. В качестве примера можно привести явную заинтересованность, которую проявляет США по отношению к Южной Корее и Тайваню. Это объясняется тем, что данные регионы способствуют противостоянию коммунистическому режиму, который господствует в Восточной Азии.

В итоге Америка оказала этим двум государствам значительную военную и экономическую поддержку, которая создала своего рода импульс для динамичного развития данных государств. Вот почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, во многом ориентированы на иностранные инвестиции.

Что касается южноазиатских стран, то их прогресс обусловлен активной поддержкой со стороны Японии, в последние десятилетия открывавшей многочисленные филиалы корпораций, которые создавали новые рабочие места и поднимали уровень промышленности в целом.

Стоит отметить и тот факт, что в новых индустриальных странах, расположенных на территории Азии, большая часть предпринимательского капитала была направлена на сырьевые отрасли и обрабатывающую промышленность.

Что касается латиноамериканских стран, то в этом регионе вложение средств было ориентировано не только на обрабатывающую промышленность, но также и на сферу услуг, равно как и торговлю.

При этом нельзя не заметить факт глобальной экономической экспансии зарубежного частного капитала. Вот почему индустриальные страны помимо собственных ресурсов фактически в каждой экономической отрасли имеют определенный процент иностранного капитала.

Латиноамериканская модель НИС

В современной экономике выделяются две ключевые модели, посредством которых можно охарактеризовать структуру и принципы развития современных индустриальных стран. Речь идет о латиноамериканской и азиатской системе.

Первая модель ориентирована на импортозамещение, во второй акцент поставлен на экспорте. Другими словами, некоторые страны ориентированы на внутренний рынок, другие же получают основную часть капитала посредством экспорта.

Это один из ответов на вопрос, почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, активно ориентированы на замещение импорта. Все сводится к использованию конкретной модели. При этом стоит отметить, что стратегия насыщения внутреннего рынка национальным продуктом помогла многим государствам получить экономический прогресс. Для этого необходимо было провести диверсификацию хозяйственной структуры в стране. В итоге были сформированы важные производственные мощности, и значительно возрос уровень самообеспеченности во многих сферах.

Фактически в каждой стране, которая сделала акцент на развитии производства, позволяющего эффективно замещать импортные товары, со временем фиксируется серьезный кризис. В качестве причин подобного итога стоит определить потерю эффективности и гибкости экономической системы, которая обусловлена отсутствием иностранной конкуренции.

Таким странам трудно занять уверенную позицию на мировом рынке по причине отсутствия отраслей-локомотивов, выводящих сферу производства на новый уровень эффективности и актуальности.

В качестве примера можно привести страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика). Эти государства сумели диверсифицировать национальную экономику таким образом, чтобы выйти на значительное место в рамках мирового рынка. Но они все же не сумели догнать в своем уровне экономического прогресса ориентированные на экспорт.

Азиатский опыт

Экспортно-ориентированную модель, которая была реализована НИС Азии, можно определить как наиболее эффективную и достаточно гибкую. При этом стоит отметить факт параллельного импортозамещения, которое грамотно сочеталось с основной схемой экономического развития. Удивительно, но, как оказалось, две модели, имеющие разные акценты, могут совмещаться достаточно эффективно. При этом, в зависимости от конкретного периода, приоритет может отдаваться наиболее актуальной из них.

Но неизменным остается тот факт, что перед тем как государство перейдет к этапу динамичной экспортной экспансии, оно должно пройти импортозамещение и грамотно стабилизировать его процент в общей экономической модели.

Для азиатских НИС было характерно развитие трудоемких экспортно-ориентированных производств. Со временем акценты сместились на капиталоемкие высокотехнологичные отрасли. На данный момент главная цель таких стран в рамках действующей экономической стратегии - это выпуск продукции, которую можно охарактеризовать, как наукоемкую. В свою очередь, малорентабельные и трудоемкие производства отдаются новым индустриальным странам второй волны.

Таким образом, можно сделать вывод, что от экономической стратегии конкретной индустриальной страны зависит ее место на мировом рынке.

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Новые индустриальные страны (НИС). Общие черты

Новые индустриальные страны (НИС) - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой, со всеми присущими последней чертами. К ним относятся следующие:

  • o ПИС "первой волны": Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их также называют "азиатские тигры" или "драконы");
  • o НИС "второй волны": Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай ("латиноамериканские пумы");
  • o НИС "третьей волны": Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • o НИС "четвертой волны": Китай, Филиппины, Вьетнам.

Отметим, в анализе все эти страны (исключая НИС "первой волны") входят в состав PC. В процессе развития этих групп стран выявились две континентальные модели.

Первая - это азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок на базе заимствованных технологий, с сильной государственной поддержкой.

Вторая - это латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение на базе привлечения американских TНK и ТНБ. При этом все эти новые индустриальные страны выявили некоторые характерные особенности в развитии, в частности следующие.

Они демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС первой волны), а в период глобального кризиса в большинстве из них не произошло глубокого спада, наблюдалось лишь падение темпов роста.

Ведущей отраслью в этих странах является обрабатывающая промышленность.

Во всех этих странах действует экспортоориентированная стратегия, отсюда - повышенное значение внешних рынков.

Эти страны вовлечены в активную региональную интеграцию (ЛАИ, МЕРКОСУР, АСЕАН и др.)

В ряде этих стран происходит процесс динамичного образования собственных ТНК, успешно конкурирующих с ТНК ведущих стран мира.

Большое внимание в НИС уделяется образованию и науке, развитию современных технологий и в целом наращиванию человеческого потенциала.

В этих странах необычайно эффективно развивается использование высоких технологий на базе кластерного подхода и отчасти аутсорсинга.

Все эти страны весьма привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового секторов и создания в них благоприятного "делового климата".

Главная отличительная черта, служащая своего рода визитной карточкой этих стран, - производство бытовой техники и компьютеров, одежды, обуви, игрушек, причем в крупных объемах для экспорта на мировые рынки.

Все эти страны ускоренно развивают международную туристскую индустрию, включающую элементы деловых и коммерческих услуг.

Страны с переходной экономикой. Общие черты

Страны с переходной экономикой - это государства, появившиеся в результате распада: во-первых, восточноевропейского сегмента мирового социализма, а это страны - участницы СЭВ; во-вторых - СССР; в-третьих - Югославии.

В настоящее время к их числу относится группа из 28 государств: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Молдавия, Македония, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Черногория, Чехия, Хорватия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония (ранее мы отметили, что в докладе МВФ-2010 Чехия включена в состав развитых стран).

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние, которое свойственно национальной экономике на этапе смены (заучены) существующих общественно-экономических отношений на другие, качественно противоположные первым, т.е. это трансформационный процесс, когда социалистическая экономическая система стала заменяться капиталистической экономической системой. При этом следует отметить, что по уровню социально-экономического развития почти все эти страны (за исключением Албании) к началу перехода относились к среднеразвитым странам и многие из них (по качеству факторов производства) мало уступали некоторым членам Европейского союза (например, Испании, а тем более Португалии и Греции); они были более развиты, чем, например, Кипр или Мальта. И, очевидно, можно было рассчитывать на относительную безболезненность переходной стадии с точки зрения сохранения уровня жизни населения в период этого трансформационного процесса. В основном это были индустриальные и индустриально-аграрные страны с высоким уровнем развития человеческого капитала.

Однако многие из них (с конца 1980-х - начала 1990-х гг.), избрав своей целью переход к капитализму, но не имея о нем представления и конкретных этапных задач на пути продвижения к ней, осуществили откат назад (деиндустриализацию ). Почти все они оказались в короткие сроки крупными должниками западных банков и банковских пулов при сравнительно небольших валютных резервах. Для большинства этих стран стало характерным резкое сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку, в целом на социальные цели. В результате снижения уровня рождаемости и сокращения жизни значительно сократились темпы роста трудоспособного населения; во многих из этих стран высока безработица. Отсюда - высокий уровень международной миграции рабочей силы; особенно это характерно для ряда стран СНГ (Армении, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, отчасти Украины). В новых членах ЕС высока доля оттока трудоспособного населения в "старые страны", в частности из Румынии, Прибалтики, Полыни и Венгрии

В рассматриваемой группе стран имеются значительные особенности, и они достаточно рельефны, что позволяет условно разделить всю эту группу на две подгруппы:

  • 1) страны Центральной Европы и Прибалтики;
  • 2) участники СНГ.

Своеобразие первой группы обусловлено тем, что, во-первых, история восточноевропейского социализма началась сравнительно поздно, после Второй мировой войны, а предшествовавший период их капиталистического развития оставил глубокие корневые основания. Это способствовало более удачным подходам в современной капиталистической их трансформации в 1990-е гг. Во-вторых, эта группа стран оказалась в зоне повышенного внимания со стороны Евросоюза, страны которого оказали существенное влияние на их экономическую политику в благоприятном направлении и с позитивными результатами, а также серьезную финансовую помощь.

Другая ситуация сложилась в бывших союзных республиках СССР, и в частности в группе Содружества (СНГ). Это - "классические" социалистические страны, индустриальное развитие которых всецело пришлось на эпоху СССР; большинство из них сумели сделать громадный шаг от феодальных отношений к современной индустриальной эпохе благодаря исключительно СССР и в его составе.

Определяющую роль в трансформационном процессе в них в 1990-х гг. играла Россия: либертарианские методы экономической политики, применяемые российской исполнительной властью, подчас бездумно включались их правительствами в осуществляющиеся преобразования (за редкими исключениями). Отсюда - указанный выше откат назад, процессы деиндустриализации , сопровождавшиеся в некоторых новых государствах как внутренними вооруженными конфликтами, так и межгосударственными локальными войнами на всем протяжении 1990-х гг. и даже в начале первого десятилетия XXI в.

Одна из главных ошибок правительств СНГ заключалась в демонтаже социальной политики, уровень и качество которой в целом были серьезным достижением, она в свое время послужила опытом для стран ЕС при создании ими государства всеобщего благоденствия. С начала XXI в. ситуация стала медленно, но постепенно улучшаться почти во всех странах региона. В Центральной Азии и на Кавказе были прекращены вооруженные конфликты (конфликт между Арменией и Азербайджаном), капиталистические экономические отношения в целом пробивали себе дорогу через джунгли бюрократических препятствий; заработали рынки товаров, услуг, денежные (валютные) рынки и т.д. В России, Казахстане, Азербайджане, Туркмении позитивные сдвиги в определяющей мере были связаны с огромными потоками нефтедолларов (и доходами от нефти и газа) как следствие повышения цен на мировых рынках на эти стратегические товары. Белоруссия сумела не допустить существенного спада и нарастила потенциал развития. В результате в 2001-2008 гг. страны - члены СНГ добились лучших с начала переходного периода коллективных экономических результатов. Во всех странах - членах СНГ (кроме Киргизии и Таджикистана) был зарегистрирован положительный рост, что объяснялось, как отмечено выше, главным образом повышением цен на нефть и газ, а это сказалось и на межреспубликанской хозяйственной динамике; интенсификацией торгового обмена между ними и формированием достаточно устойчивых связей с разными центрами мировой экономики (Россия, Украина, Грузия, Молдавия - со странами ЕС, центральноазиатские участники СНГ - с Россией, Китаем, Японией, Ираном, арабскими странами, Турцией, Белоруссия - с Россией и другими участниками СНГ).

Темпы роста в этих странах в 2001-2008 гг. (до развертывания в них глобального кризиса) были достаточно высокими (свыше 5%), отмечались определенные признаки укрепления промышленного производства. В более общем плане экономический рост опирался на некоторое повышение внутреннего спроса, сохраняющийся приток ПИИ и связанных с ним инвестиций и дальнейшее перемещение в этот регион производственных мощностей Западных стран, Японии и Китая (связанных, в том числе, с ТЭК). Почти все эти государства тесно связаны с мировой экономикой и поэтому оказались в тяжелом положении, когда с осени 2008 г. были втянуты в глобальный кризис. При этом наибольший спад производства и рост безработицы были характерны для России, Украины и Казахстана, поскольку их экономики были особенно тесно вплетены в ткань новых схем международного разделения труда при доминировании могучих западных ТИК и ТНБ.

Важной чертой стран с переходной экономикой, в том числе субъектов СНГ, является то, что объектом государственного регулирования выступает вся экономическая система независимо от того, какие лозунги провозглашались (например, "уход государства из экономики"). Это регулирование осуществлялось в широком диапазоне: в одних странах его объектом выступает, как подчеркнуто выше, вся система хозяйства, в других - отдельные отрасли или конкретные жизненно важные компании или сферы, которые без участия государства принципиально не могут быть созданы, либо сам модернизационный процесс. В целом же можно выделить следующие общие черты, свойственные переходному периоду:

  • o переходная экономика представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики - это своеобразная "смесь", сочетание административно-бюрократических начал и капиталистической рыночной системы с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности;
  • o такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости и неравновесия системы имеют свои причины: это трансформация в другую систему для достижения лучших экономических и социальных результатов. Но это - теоретически, в практике же отдельных стран основной задачей правящих элит выступает сохранение целостности политической системы , которая обеспечивает их присутствие во власти. Задачи же улучшения материального положения населения и модернизации экономики рассматриваются как второстепенные;
  • o переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В странах - участницах СНГ, в том числе в России, оставшиеся "по наследству" структурные элементы предыдущей системы, в частности государственные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, предприятия торговли, кооперативы и пр., оказались разрушенными, но полноценных "заменителей", в том числе массового развития частных мелких предприятий, не появилось. Тем не менее в этих странах формируются новые структуры: крупные компании, причем не как следствие успешного развития мелких частников, а как результат произвольного наделения избранных лиц факторами производства; коммерческие банки, промышленные монополии, а также фермерские хозяйства, которые, однако, получили повсюду слабое развитие. Отсюда - множество дисбалансов, слабая отраслевая диверсификация и повышенное значение импорта;
  • o переходной экономике свойственны качественные изменения системных общественных отношений, прежде всего отношений собственности, причем в достаточно короткое время. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей формирующихся отношений капиталистической системы. Однако последние еще носят неустойчивый характер и их плотность слабая, а часто они проявляются в деформированных формах - отражая ошибки и непродуманность решений властей. Последние часто неизбежны, если проявляются в рамках в целом адекватной экономической политики, но приобретают устойчивость и масштабность, если такая политика ошибочна в долгосрочном плане. Она не формирует базу для сбалансированного и устойчивого роста, движима субъективными или идеологическими мотивами, стремлением немедленно перескочить в стадию развитого капитализма;
  • o отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований, они захватывают основы существующего строя. При этом ясно и то, что эти отношения должны соответствовать интересам общества. Но в России (и ряде других стран СНГ) интересы общества по большей части не совпадали с реформаторскими преобразованиями высшей исполнительной власти, которая не учитывала мнения большинства населения страны. В частности, такая политика привела к масштабной дифференциации общества, когда незначительная его часть (менее 3%) сконцентрировала в своих руках большую часть национального богатства, а большинство населения не получило ничего и по-прежнему, как при социализме, надеется исключительно на всесильное государство - левиафан и вождей наций;
  • o характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или слабое, недоразвитое состояние институтов рынка. В большинстве участников СНГ это прежде всего отсутствие реального конкурентного рынка, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом, тотальная коррупция, мощная бюрократия, использующая административные методы власти для обогащения, рэкет местных властей, правоохранительных органов и организованной преступности. Отсюда - слабое развитие мелкого предпринимательства, его "неплотность", в то время как в развитых странах это предпринимательство - мощная платформа, на которой стоят средние и крупные предприятия. Мелкое предпринимательство - это фундамент современного капитализма, если этот слой узок, то сама новая капиталистическая экономика в целом носит неустойчивый характер (в силу слабости "фундамента").

Все эти и другие глобальные процессы привели к новой конфигурации в расстановке международных глобальных игроков в мировой экономике и международных экономических отношениях.