Декрет о национализации банков. Смотреть страницы где упоминается термин Декрет о национализации банков

В 1917-1919 гг. в связи с отменой частной собственности на землю была ликвидирована система ипотечных Б. Но это не означало прекращения кредитования с. х-ва. Наделение крестьян землей создавало огромные возможности для подъема с. х-ва. Однако пролетарское гос-во было заинтересовано не просто в увеличении товарности с. х-ва, а в развитии благоприятных условий для обобществления индивидуальных крестьянских хозяйств . Поэтому кредитование крестьян должно было способствовать укреплению кооперативных принципов в деревне. Советское правительство использовало для этой цели кредитную кооперацию , существовавшую в дореволюционной России. Декрет о национализации банков не коснулся центра кооперации - Московского народного банка. Решение национализировать этот банк было принято лишь в дек. 1918 г. и было вызвано не изменением принципиального отношения Советского государства к кооперации, а необходимостью сломить сопротивление саботажников и контрреволюционеров, занимавших командные посты в банке. Правление Московского народного банка было преобразовано в кооперативный отдел Народного банка РСФСР, а его отделения - в местные кооперативные отделы. В связи с резким сужением сферы товарно-денежных отношений в период гражданской войны и переводом государственных предприятий на бюджетное финансирование в 1920 г. Народный банк РСФСР прекратил свою деятельность.  

ДЕКРЕТ О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ БАНКОВ принят Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 14(27) дек. 1917 г. Представлял собой революционный акт, направленный на подрыв экономич. мощи буржуазии, и явился первым шагом в создании социалистич. банковской системы . В. И. Ленин, выступая на заседании ВЦИК против меньшевиков и эсеров, пытавшихся сорвать принятие декрета, отмечал, что банкиры саботируют рабочий контроль над банками, финансируют контрреволюционные заговоры и дезорганизуют работу банков. Проведение декрета,-  

Формы организации К. с. и ее задачи на различных этапах социалистич. строительства определялись партией и правительством в соответствии с достигнутым уровнем производительных сил и социалистич. производственных отношений. После Октябрьской революции Советское государство, исходя из марксистско-ленинского учения о роли К. с. в переходный период , овладело Государственным банком и осуществило национализацию частных акционерных банков . На базе объединения национализированных банков с Государственным банком в 1918 г. был создан единый Народный банк РСФСР . В состав К. с. в те годы входила также кредитная кооперация , сохранение к-рой отвечало политике партии и пр-ва. Советское государство исходило из того, что кредитная кооперация , объединявшая большое количество крестьян-середняков, будет содействовать успешному решению одной из важнейших политич. задач того периода, - укреплению союза рабочего класса с крестьянством. Наделение крестьян землей создавало экономич. основу для развития с. х-ва и увеличения его товарности. Движение с. х-ва по социалистич. пути могло происходить только при экономич. и финансовой поддержке крестьянства со стороны рабочего класса. Для оказания финансовой помощи крестьянству Советское правительство использовало кооперативные кредитные учреждения , существовавшие в дореволюционной России. Декрет о национализации банков не коснулся кредитной кооперации . Бережное отношение к кредитной кооперации , стремление с ее помощью развивать кооперативное начало в деревне было прямым претворением в жизнь ленинских указаний о значении кооперации в деле социалистич. строительства.  

Декрет о национализации банков - 353  

Для ослабления экономической власти буржуазии и укрепления народного хозяйства Советская власть осуществила национализацию акционерных коммерческих банков . 27 декабря 1917 г. был издан декрет о национализации банков банковское дело стало государственной монополией.  

Декрет о национализации банков был принят при сопротивлении меньшевиков и эсеров, входивших тогда во ВЦИК. Солидаризируясь с меньшевиками и эсерами, против национализации коммерческих банков выступили троцкисты. Разоблачая эти контрреволюционные выступления, В. И. Ленин писал Мы поступили попросту не боясь вызвать нареканий образованных людей или, вернее, необразованных сторонников буржуазии, торгующих остатками своего знания, мы сказали -у нас есть вооруженные рабочие и крестьяне. Они должны сегодня утром занять все частные банки. И после того, как они это сделают, когда уже власть будет в наших руках, лишь после этого мы обсудим, какие нам принять меры. И утром банки были заняты, а вечером ЦИК вынес постановление банки объявляются национальной собственностью, - произошло огосударствление, обобществление банкового дела, передача его в руки Советской власти 1.  

Одновременно с декретом о национализации банков был издан декрет о ревизии банковских сейфов , в которых хранились денежные средства , ценные бумаги и драгоценности буржуазии. Хранение ценностей в сейфах использовалось капиталистами для сокрытия их действительных незаконных прибылей.  

В результате практическое осуществление декрета о национализации банков сильно затянулось. Инструкция, о порядке национализация частных банков была утверждена Народным комиссариатом финансов лишь в декабре 1918 г. Фактически ликвидация дел бывших частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались и в 1919 г. К концу этого года на баланс Народного банка РСФСР было передано ценностей на сумму 12,7 млрд. руб., что составляло более 9/10 всей суммы балансов бывших акционерных коммерческих банков.  

Лит. Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 446-447 Энгельс Ф.. Принципы коммунизма, Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4 Ленин В. И., Грозящая катастрофа и как с ней бороться. Соч., изд. 4-е. т. 25 Тезисы банковой политики, Соч., т. 27 Речь о национализации банков на заседании ВЦИК, Соч., т. 26 Проект декрета о проведении в жизнь национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах, Соч., т. 26.  

Декрет о национализации этого банка и о кредитовании кооперации был принят Советом Народных Комиссаров 2 декабря 1918 г. Московский кооперативный банк был слит с Народным банком РСФСР, его правление преобразовано в кооперативный отдел Центрального управления, местные отделения - в местные кооперативные отделы Народного банка РСФСР, а акционерный капитал зачислен на текущие счета акционеров в Народном байке РСФСР. Тем самым национализация в данном случае представляла собой лишь форму реорганизации руководства кооперативным кредитом и не сопровождалась экспроприацией. Представители кооперации широко привлекались к участию в управлении кооперативными отделами Народного банка РСФСР и ко всей работе по кредитованию кооперации. Все первичные кредитные кооперативы и их объединения (союзы) сохранялись в неприкосновенности и национализации не подлежали.  

Декретом ВЦИК О национализации банков от 14 (27) декабря 1917 г. все крупные банки страны были национализированы. Советское правительство установило непосредственный контроль над Государственным банком, дополненный всеобщим рабочим контролем над хозяйственной и финансовой деятельностью , в том числе и над движением денежных средств на счетах и в банках.  

В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается в интересах правильной организации народного хозяйства , в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики. Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В те-  

Банки в СССР. Пролетарское гос-во в числе первых революционных мероприятий осуществило захват Государственного банка России. В конце дек. 1917 г. был издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных Б., и банковское дело стало монополией ro -ва. Важная особенность перестройки старого банковского аппарата заключалась в том, что Б. не только переходили в собственность Советского государства, но подлежали слиянию в единый банк краткосрочного кредита. С Государственным банком были объединены национализированные частные Б., и на этой основе начал функционировать в 1918 г. Народный банк РСФСР (см.). Слияние всех Б. краткосрочного кредитования в один банк создало возможность полнее использовать временно свободные денежные средства и правильнее распределять их между отраслями народного х-ва. Перестройка банковской системы сопровождалась приданием ей строго централизованного характера. Народный банк РСФСР подчинялся только правительству Республики.  

В Г Д Р и Ч е х о с л о в а к и и Н. б. проводилась на первом этапе революции. В Г Д Р Н. б. была осуществлена в период антифашистских демократич. преобразований в Вост. зоне Германии. В июле 1945 в соответствии с решениями Потсдамской конференции ликвидировались с конфискацией имущества все банковские монополии , служившие финанс. базой фашизма, что явилось одной из гл. мер, направленных на искоренение фашизма и демократизацию экономики страны. В Чехословакии Н. б. проводилась на основе декрета от 24 окт. 1945. Процесс национализации и слияния банков проходил в обстановке острой борьбы с бур/к, партиями и завершился в 1948.  

Для практического осуществления декрета о национализации банков необходимо было установить порядок ликвидации дел бывших частных банков и их слияния с Государственным банком при обязательном обеспечении интересов мелких вкладчиков, взять на учет и инвентаризировать все активы и пассивы национализированных банков, разработать правила передачи их на баланс Народного (бывшего Государственного) банка, принять меры к бесперебойному развертыванию операций Народного банка.  

Декрет о национализации банков на кредитную кооперацию не распространялся. Более того, Советское правительство приняло меры но усилению кредитной помощи кооперации при усло-,вии подчинения ее рабочему контролю. Благодаря этой помощи за первые пять месяцев 1918 г. баланс Московского кооперативного банка вырос с 321 мли. до 864 млн. руб., остаток вкладов и средств на текущих счетах - с 153 млн. до 495 млн. руб., задолженность банку по учетно-ссуднъш операциям - со 174 млн. до 414 млн. руб.  

Вскоре, однако, выяснилось, что эсеро-меныневистские руководители Московского кооперативного банка использовали эту Помощь во вред Советской власти. Прикрываясь кооперативной вывеской, банк занимался кредитованием частных промышленников и торговцев, что было прямым нарушением основных принципов декрета о национализации банка. Более того, банк этот вступил в открытую связь с кооперативными организациями, занимавшимися антисоветской деятельностью в захваченных белогвардейцами и интервентами районах, финансировал контрреволюцию. Все это вынудило Советское правительство поставить перед акционерами Московского кооперативного банка вопрос о его национализации.  

Сразу после Октября большевики приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Государственным банком. Затем, в начале декабря 1917 г., упраздняются ипотечные банки - Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк . В конце декабря 1917 г. принимается декрет О национализации банков, которым банковское дело объявляется государственной монополией , а все существующие частные банки и банкирские конторы подлежат объединению с Государственным банком. В итоге страна получила своеобразный единый банк в лице Народного банка РСФСР. Однако этот банк так и не успел развернуть свою деятельность, так как Декретом СНКот 19 января 1920 г. он был упразднен.  

Однако операции Московского народного банка не соответствовали задачам обслуживания развернувшегося кооперативного движения. Кредитование кооперации все более сосредоточивалось в Народном банке РСФСР. В связи с этим Совнарком 2 декабря 1918 г. принял декрет о национализации Московского народного банка, правление которого было преобразовано в кооперативный отдел центрального управления Народного банка РСФСР. Национализация банка не распространялась на все прочие кооперативные кредитные учреждения кредитные союзы , кредитные и ссудо-сберегательные товарищества и т. д.  

Декрету о II. б. предшествовал захват иетрогр. банков вооруж. отрядами рабочих, солдат и матросов, чтобы не дать возможности капиталистам изъять деньги и ценности. Банки были захвачены утром 27 дек. 1917. Декрет о национализации и слиянии банков рассматривался на совещании Совнаркома, проводившемся 26 дек. под рук. Ленина, и был принят на заседании ВЦ И К 27 дек.  

Национализация банков в СССР. Н. б. была одним из основных экономич. требований ленинской партии большевиков накануне Октябрьской революции. В Апрельских тезисах В. И. Ленин выдвинул наряду с др. экономич. мерами, направленными на перерастание бур-жуазно-демократич. революции в социалистическую, также требование о слиянии всех банков в один национальный банк и о введении контроля над ним со стороны Совета рабочих депутатов. Это было также важной мерой борьбы с голодом, экономич. разрухой и финансовым крахом, до к-рого довели страну царское и Временное правительства . Социалистич, обобществление банков после Октябрьской революции вылилось в ряд последовательных мероприятий овладение Государственным банком России установление контроля над частными банками, а затем и их национализация слияние национализированных банков с Государственным банком в единый Народный банк Советской Республики ликвидация банков ипотечного кредита. Овладев Государственным банком, Советская власть получила возможность контролировать деятельность частных банков. Однако саботаж ими контроля, финансирование контрреволюционных заговоров, отказ выдавать деньги заводам, на к-рых был установлен рабочий контроль, вызвали необходимость ускорить проведение в жизнь программного требования Коммунистической партии о национализации частных банков. Национализация была проведена на основе декрета от 27(14) дек. 1917 г., к-рым устанавливалась государственная монополия банковского дела . Декретом СНК от 8 февр. (26 янв.) 1918 г. капиталы частных банков передавались Государственному банку с их полной конфискацией, все банковские акции полностью аннулировались. Тем самым банки стали всенародной государственной собственностью . Н. б. проходила в трудных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции. Кроме того, пришлось преодолевать сопротивление буржуазии и ее ставленников, саботаж и вредительство буржуазных специалистов. Слияние национализированных банков с Государственным банком в Народный банк РСФСР было завершено к началу 1920 г.  

Банки в СССР. Социалнстич. обобществление банков в СССР началось с овладения победившим пролетариатом центр, эмиссионным банком - Гос. банком России. Декрет ВЦИК о национализации всех частных коммерч. банков и банкирских контор был принят 27 дек. 1917. В соответствии с этим декретом банковское дело было объявлено гос. монополией. На базе бывшего Гос. банка России и национализированных частных банков был создан Нар. банк РСФСР. Завершающим актом национализации частных банков стала конфискация их акц. капиталов. Декретом I1K от 24 янв. 1918 все банковские акции аннулировались. Конфискация банковского капитала без компенсации собственникам была обусловлена ожесточённой борьбой банкиров против Сов. власти. В связи с национализацией земли были ликвидированы ипотечные банки . Кредитные учреждения , обслуживавшие среднюю и мелкую гор. буржуазию, также были ликвидированы. Кредитная кооперация , обслуживавшая крестьян и ремесленников, не была национализирована. Сов. власть оказала ей организационную и финанс. поддержку.  

В Венгрии, Польше и Румынии в условиях буржуаз-но-демократич. революции национализации подверглись лишь эмиссионные и нек-рыо др. крупные банки над остальными частными банками был установлен контроль. Национализация же всех частных банков проводилась в процессе перерастания буржуазпо-де-мократич. революции в социалистическую пли уже после того, как народно-демократич. власть приступила к социалистич. строительству. В Венгр и и нр-во овладело эмиссионным банком и установило контроль над частными коммерч. банками на первом этане революции. Национализация сопровождалась объединением банков. По пост, нр-ва от 23 аир. 1948 крупные банки слились с Вепг. нац. банком, а ср. и мелкие были ликвидированы. В кредитной системе П о л ь ш и большое место занимали гос. кредитные учреждения , что сказалось на процессе обобществления банков. Они перешли в руки пар. власти без особого акта. Декрет пр-ва от 25 окт. 1948 узаконил фактически осуществлённую па первом этапе революции гос. монополию на банковское дело и ликвидировал все частные банки, практически прекратившие свою деятельность. И Р у-м ы н и и на первом этапе революции законом от 20 дек. 1946 был национализирован эмиссионный нац. банк, осуществлялся контроль над частными банками и проводились мероприятия но реорганизации нерациональной банковской системы , включавшей св. 450 самостоятельных, преимущественно мелких банков. II. б. бы-  

Смотреть страницы где упоминается термин Декрет о национализации банков

:                      Финансово кредитный словарь Том 1 (1961) -- [

Важнейшей задачей диктатуры рабочего класса в общем плане построения социализма является экспроприация капиталистической собственности, превращение средств производства в социалистическую собственность. Рабочий класс должен воспользоваться своей властью для того, указывал Маркс, чтобы путем революционного вторжения в частную собственность вырвать у буржуазии средства производства и организовать производство в интересах общества. Завоевание командных экономических высот, т. е. национализация земли, банков, промышленности, транспорта, внешней торговли, средств связи, являлось необходимым условием организации производства на социалистических началах.

«Для подрыва экономической силы буржуазии и организации нового советского народного хозяйства, прежде всего - для организации новой, советской промышленности - были национализированы банки, железные дороги, внешняя торговля, торговый флот и вся крупная промышленность во всех ее отраслях: угольная, металлургическая, нефтяная, химическая, машиностроительная, текстильная, сахарная и т. д.» [«История ВКП(б)». Краткий курс, стр. 205.].

К разрешению этой задачи советская власть подходила путем осуществления ряда подготовительных мер и в первую очередь путем введения рабочего контроля над производством и распределением продуктов.

27 (14) ноября 1917 г. Советом народных комиссаров было издано «Положение о рабочем контроле». Производство, купля-продажа, финансы заводов, фабрик и т. д. ставились под контроль выборных рабочих органов. Как владельцы предприятий, так и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, объявлялись ответственными перед пролетарским государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества предприятия.

«Положение о рабочем контроле» было первым шагом в утверждении планового социалистического хозяйства. Главный смысл этого исторического мероприятия заключался в том, что оно организовывало творческую активность рабочего класса, подготовляя переход к планомерному регулированию всего народного хозяйства, к государственному управлению производством.

В задачу рабочего контроля входило наблюдение за производством, установление минимума выработки и принятие мер к выяснению себестоимости производимых продуктов. Органы рабочего контроля имели право контролировать всю деловую переписку предприятия. За сокрытие корреспонденции владельцы отвечали по суду. Таким образом, был сделан первый шаг к организации учета и контроля над производством и распределением продуктов в стране, к овладению рабочим классом средствами производства.

Эксплуататоры и их пособники яростно боролись против рабочего контроля. Они распространяли в печати гнусную клевету об анархии, саботировали мероприятия советской власти. Всероссийский съезд заводчиков и фабрикантов в ноябре 1917 г., обсудив декрет о рабочем контроле, принял резолюцию: не признавать рабочего контроля и оказывать всяческое противодействие его введению вплоть до закрытия фабрик и заводов. Петроградское общество заводчиков и фабрикантов еще резче выступило против советской власти и проводимых ею мероприятий: решено было закрыть предприятия там, где будет сделана попытка ввести рабочий контроль. Буржуазию поддерживал Московский союз инженеров, предлагая своим членам всемерно «отстаивать общественно-государственную точку зрения», противопоставляя ее классовому рабочему контролю [«Труд» от 2 декабря 1917 г.].

Саботаж буржуазии принимал самые разнообразные формы. Так, капиталисты вредительски вели техническое и финансовое хозяйство на своих предприятиях, провоцировали конфликты с рабочими на почве отказа признать новые тарифы, сознательно обостряли отношения между рабочими и инженерно-техническим персоналом путем подкупа отдельных служащих и лиц технического персонала. На заводах, фабриках скоплялись огромные запасы товаров, предприятия терпели финансовые затруднения, на рынке же не оказывалось необходимых товаров. Текстильная, табачная и спичечная промышленность переживали затоваривание. В угольной и нефтяной промышленности росли запасы вследствие разрухи на транспорте. Многие предприниматели с целью спекуляции практиковали обмен своих изделий на предметы первой необходимости и накопляли запасы, лишая потребителей необходимых товаров. Саботаж предпринимателей дополнялся саботажем буржуазных кооператоров.

Комиссия, созданная при Моссовете для учета продовольственных запасов и предметов первой необходимости в первые же дни своей работы выявила в Москве огромные склады товаров, давно отсутствовавших на рынках. В Петрограде было обнаружено 300 тыс. пуд. керосина, 22 тыс. пуд. сливочного масла, 150 вагонов спичек, 120 штук пишущих машинок, 800 тыс. пуд. мыла, много мяса, солонины, сала, картофеля, чая и пр.; в одном из частных складов оказалось 8 тыс. пар детской обуви, находившейся без движения с 1914 г., 1500 пар дамских ботинок. Попутно найдено было много оружия, слесарных инструментов, сапог и пр. [Газета «Социал-демократ» - орган Московского комитета РСДРП, № 16, 23 января (5 февраля) 1918 г.].

Спекулянт вступал в связи с капиталистом-предпринимателем, с буржуазным кооператором-саботажником, со взяточником на железных дорогах и дезорганизовывал хозяйство страны. Весной 1918 г. ВЧК определяла ежедневные обороты Сухаревки в несколько десятков миллионов рублей. Это была торговля товарами, приобретенными темными путями. Это показывает, насколько остро стояла задача действительного рабочего контроля над производством и распределением продуктов.

Враги советской власти яростно боролись против рабочего контроля. «Вестник Петроградского общества заводчиков и фабрикантов» 21 ноября 1917 г. писал, что декрет Совета народных комиссаров о рабочем контроле приведет к разрушению промышленности. Меньшевики, защищая капиталистов, также считали рабочий контроль разрушительной мерой.

Ленин, выступая на Чрезвычайном всероссийском съезде железнодорожников в начале января 1918 г., говорил, что «главная причина той разрухи, которая грозит голодом в городах и промышленных местностях, заключается в господстве саботажников, в разрухе экономической, которую эти саботажники поддерживают, обвиняя в ней нас» [Ленин, Соч., т. XXII, стр. 240.].

Важнейшую роль в укреплении рабочего контроля и в подготовке национализации промышленности сыграло овладение финансовыми центрами страны - Государственным банком и крупными частными банками. Еще Маркс гениально предвидел, что «...кредитная система послужит мощным рычагом во время перехода от капиталистического способа производства к способу производства ассоциированного труда, - однако лишь как один из элементов в связи с другими великими органическими переворотами в самом способе производства» [Маркс, Капитал, т. III, 1938, стр. 537.].

Вопреки провокационным, антиленинским требованиям «левых коммунистов» об уничтожении денег советская власть с первых дней своего существования ставила главной задачей овладение денежной и кредитной системой в целях укрепления диктатуры рабочего класса. Для этого необходимо было прежде всего овладеть центральным банком и эмиссионным аппаратом страны - Государственным банком.

20 (7) ноября вооруженным отрядом Военно-революционного комитета во главе с заместителем главного комиссара при министерстве финансов т. Менжинским был захвачен Государственный банк. На собрании служащих банка т. Менжинский указал, что высшие чиновники банка саботируют выдачу средств Совнаркому на нужды революции и задерживают выплату зарплаты рабочим петроградских заводов. При этом он зачитал обращение Военно-революционного комитета, в котором комитет призвал служащих банка сломить саботаж высших чиновников и дать возможность советскому правительству получать нужные средства из банка.

Служащие банка, за исключением низшего состава (счетчики и курьеры), ответили на захват Госбанка и на требование о выдаче Совнаркому денег объявлением забастовки. В руках советской власти остался банк без аппарата. Служащие унесли с собой ключи от касс и сейфов и ключи от шкафов, где хранились документы, операционные журналы, книги текущих счетов и пр.

Представители советской власти с величайшими трудностями и упорством начали овладевать огромным и бездействовавшим банковским механизмом. Ленин требовал организации строжайшего контроля за выдачей средств из банка. Ни одна копейка не могла быть израсходована без тщательно проверенного оправдательного документа. С первых же дней советская власть установила строжайший учет и контроль за расходованием хранившегося в банке народного достояния.

Овладение Государственным банком дало в распоряжение пролетарского государства средства для финансирования революционных мероприятий, а также для финансового контроля над частными банками в качестве переходной меры к национализации всего банковского дела.

До национализации банков советская власть стремилась через Госбанк подчинить своему контролю частные банки. Госбанк, как «банк банков», предоставлял кредиты частным банкам. Кроме того, частные банки держали в Госбанке свои денежные резервы и получали наличность почти исключительно от Госбанка. Таким образом, частные банки находились в зависимости от Госбанка. Но воздействие на частные банки через Государственный банк затруднялось саботажем служащих Государственного банка.

Частные банки, как в Петрограде, так и в Москве, пытались создать собственный, независимый от советского государства расчетный отдел при одном из частных банков. В Петрограде такой отдел был создан при Азовско-Донском банке, где 29 ноября была проведена операция по взаимному зачету выданных банками чеков. Однако частные банки нуждались в наличности, которую можно было получить только у Государственного банка. Прекращение в декабре забастовки служащих Государственного банка дало возможность возобновить получение денежных подкреплений из Государственного банка. Но последний находился уже целиком в руках советской власти. Государственный банк заключил с частными банками соглашение, по которому денежные подкрепления должны выдаваться лишь при условии действительного подчинения этих банков контролю советской власти. По этому соглашению частные банки обязаны были представлять ежедневно Государственному банку сведения о том, кому, для чего и с какого счета произведена выдача средств (обязательно надо было указывать при этом адрес и род занятий получателя).

Приняв формально условия соглашения, частные банки на деле стремились уклониться от их выполнения и использовать получаемые из Государственного банка денежные подкрепления для борьбы с рабочим контролем на производстве, а также для того, чтобы дать возможность капиталистам извлекать из банка их денежные накопления. Часть банков вообще не давала требуемых сведений, а другая часть банков давала заведомо ложные сведения, скрывающие действительный характер их финансовых операций.

Московский совет неоднократно сталкивался с антисоветскими операциями частных банков. Так, например, обсудив заявление заводского комитета предприятия «Людвик и Смит», Московский совет 28 ноября 1917 г. постановил, чтобы деньги с текущего счета «Людвик и Смит» не выдавались без согласия заводского комитета означенного завода.

29 ноября Московский совет обсудил положение на Ликинской мануфактуре и вынес постановление: получить срочно санкцию Совета народных комиссаров на то, что все личные капиталы владельцев Ликинской мануфактуры Смирновых переходят в собственность государства; для разрешения этого вопроса делегируется в Петроград один член правления Ликинской мануфактуры; обратиться к Торгово-промышленному и Московскому государственному банкам, казначейству и интендантству с приказом не выдавать денег прежнему правлению Ликинской мануфактуры; указать вышеуказанным банкам, что в случае их неподчинения приказу президиума о невыдаче денег прежнему правлению Ликинской мануфактуры они не получат подкрепления из Государственного банка и их текущие счета будут закрыты; ввиду попытки директоров правления Ликинской мануфактуры В. А. и А. В. Смирновых и М. С. Смирновой путем подлога получить средства, принадлежащие государству, дать распоряжение о розыске и аресте названных лиц и предании их суду [См. ЦАОР, ф. 641, оп. 369, д. 12, л. 13.].

Это постановление, как и многие другие аналогичные, отражает борьбу пролетариата против попыток буржуазии использовать банки в контрреволюционных целях. Директора предприятий пытались освободиться от рабочего контроля, удушить последний «не дубьем, так рублем»: они стремились завладеть финансами предприятия, присвоить себе все денежные накопления предприятия, находящиеся в банке. Здесь преследовалась цель, с одной стороны, обескровить в финансовом отношении предприятия, парализовать их деятельность, вызвать волнение рабочих, с другой - получить в свое распоряжение денежные ресурсы, которые можно было бы использовать для борьбы с советской властью.

В ноябре горнопромышленники Урала приняли решение о том, чтобы предприятия, на которых будет установлен рабочий контроль, не финансировались. В декабре Совещание горнопромышленников Урала разослало предписание всем заводоуправлениям прекратить высылку денег на заводы и закрывать заводы, если на них будет вводиться рабочий контроль.

Откровенно неприкрытая форма борьбы с рабочим контролем, попытка сорвать рабочий контроль прежде всего путем прекращения финансирования промышленности и путем прямого локаута характерна для политики фабрикантов и заводчиков преимущественно в первые два-три месяца существования советской власти. Национализация банков, а, с другой стороны, репрессивные меры против явных саботажников (конфискация предприятий, арест бюро совета съездов горнопромышленников Урала и т. п.) оказали свое действие. Но саботаж не прекращался, а только принял иные, более прикрытые формы.

После национализации отдельных предприятий борьба буржуазии за распоряжение финансами на этих предприятиях еще более обострилась.

25 (12) декабря 1917 г. был опубликован декрет СНК, подписанный Лениным и Сталиным, о введении представителей советской власти в состав учетно-ссудных комитетов, контор и отделений Государственного банка. Эта мера имела большое значение, ибо учетно-ссудные комитеты определяли размеры кредитов частным банкам и предприятиям, которые усиленно питались эмиссионными ресурсами Государственного банка. Использование эмиссии клиентурой Государственного банка, в том числе частными банками, было поставлено тем самым под контроль советской власти, что особенно важно было в провинции, где администрация филиалов Государственного банка в основном осталась прежняя.

Активный и упорный саботаж банков показал, что до тех пор, пока банки остаются в частных руках, они будут всячески уклоняться от рабочего контроля и использовать в скрытой форме кредитно-денежный механизм в интересах капиталистов для борьбы с диктатурой пролетариата. Вот почему необходимо было форсировать осуществление программного требования большевистской партии о национализации банков: «Одной из первых мер, направленных к тому, чтобы не только исчезли с лица земли русской помещики, но и для подрыва в корне господства буржуазии и возможности гнета капитала над миллионами и десятками миллионов трудящихся, - был переход к национализации банков» [Ленин, Соч., т. XXII, стр. 214.].

Национализация банков вырвала из рук контрреволюционной буржуазии и помещиков этот важнейший аппарат кредитования и финансирования народного хозяйства и контроля над производством.

Однако собственники предприятий и после национализации банков ухитрялись иногда получать деньги из Государственного (народного) банка обманным путем без ведома органов рабочего контроля. Приведем следующий характерный эпизод борьбы капиталистов за денежную власть. 20 апреля 1918 г. правление товарищества «Треугольник» обратилось к главному комиссару Народного банка с протестом по поводу ареста денежных средств в его провинциальных отделениях. Протест мотивировался тем, что отделения «Треугольника» лишены возможности распоряжаться деньгами и в частности не могут переводить деньги в Петроград на условный текущий счет правления в Народном банке для погашения полученной товариществом ссуды. На самом деле оказалось, что действительным мотивом этого заявления отнюдь не была забота о погашении полученной «Треугольником» ссуды - это был лишь предлог для того, чтобы отделения «Треугольника» получили возможность бесконтрольно распоряжаться своими денежными накоплениями на местах. В Петрограде «Треугольник» больше тратил средств, чем получал; в провинции же, наоборот, его отделения, главным образом, реализовали продукцию и получали деньги, которые потом стягивались в Петроград. Правление «Треугольника» решило принять экстренные меры, чтобы спасти свои оборотные капиталы, получить в свой карман всю накопленную в провинциальных отделениях выручку от реализации готовой продукции.

Для этого на места были секретно посланы «верные люди», с этой же целью дирекция обратилась с указанным заявлением к главному комиссару Народного банка. Жалоба правления «Треугольника» свидетельствовала о том, что в других местах оно могло свободно распоряжаться своими средствами. Поэтому через четыре дня после получения заявления «Треугольника», 24 апреля 1918 г., главный комиссар Народного банка послал телеграфное распоряжение местным филиалам Народного банка, предупреждающее, что агенты «Треугольника» намереваются извлечь деньги из кассы «Треугольника», а также снять деньги с его текущих счетов и переводов в банках. Главный комиссар предлагал этих агентов «задержать и немедленно назначить комиссаров в отделения «Треугольника». Следует поручить особенно наблюдать за денежными выдачами и о принятых мерах сообщить немедленно телеграфом в Петроградский банк» [ЦАОР, ф. 2324, оп. 37, д. 17, л. 67.].

Несмотря на все это, капиталистам все же удавалось получать из банков деньги. В этом им помогали «свои люди» в Государственном, позднее Народном банке.

Национализация банков, проведенная ЦИК 14/XII 1917 г., дала возможность осуществить централизацию всего дела кредитования, финансирования и расчетов и поставить использование эмиссии под полный контроль пролетарского государства. Этим были созданы предпосылки для использования денежного обращения как инструмента планирования и регулирования народного хозяйства в соответствии с задачами диктатуры пролетариата. Необходимо было правильно организовать работу единого кредитно-денежного механизма, овладеть техникой эмиссии, кредитования и расчетов, ввести строгую дисциплину в аппарате банка.

Товарищ Сталин в своем докладе на торжественном заседании Бакинского совета 7 ноября 1920 г. сказал: «В области хозяйственного управления страной наиболее характерное - это изъятие из рук буржуазии основного нерва хозяйственной жизни буржуазии - банков. Банки были изъяты из рук буржуазии, и последняя была оставлена, так сказать, без души» [Сталин, Об Октябрьской революции, 1932, стр. 27.].

Советская власть, опираясь на национализацию банков и рабочий контроль над производством, могла взять под контроль денежные обороты буржуазии, движение денежных капиталов и весь в целом процесс воспроизводства к тому моменту еще не национализированной промышленности. В этом важнейшее значение национализации банков - как меры, укрепившей рабочий контроль над производством, организационно и экономически подготовившей переход к национализации промышленности, к созданию советской социалистической промышленности.

Чтобы довести до конца контроль над производством и подготовить с организационной и финансовой стороны национализацию промышленности, необходимо было подорвать денежную власть буржуазии не только в форме банковского капитала, но и во всех других формах.

При колоссальном обнищании всей страны, катастрофическом падении реальной заработной платы и спекуляции на голоде деньги представляли собой могучую силу, которую городская буржуазия и деревенское кулачество использовали против пролетариата и трудящихся.

Вслед за национализацией банков, ревизией банковских сейфов и монополизацией в руках государства торговли золотом сокрушительные удары денежной власти буржуазии были нанесены следующими декретами, направленными на ликвидацию титулов собственности на капитал (фиктивный капитал). 29 декабря 1917 г. был опубликован декрет о прекращении оплаты купонов по облигациям и выплаты дивидендов по акциям, о воспрещении сделок с ценными бумагами; 21 января 1918 г. был опубликован декрет об аннулировании всех внешних и внутренних займов, заключенных царским и временным правительствами, и всех государственных гарантий по частным займам; 23 января 1918 г. - декрет об аннулировании банковских акций и конфискации акционерных капиталов частных банков; 18 апреля 1918 г. - об обязательной регистрации всех акций, облигаций и прочих процентных бумаг. Этот последний декрет по существу лишал буржуазию права распоряжаться в качестве денежного капитала всеми еще не аннулированными фондовыми ценностями.

Ленин в своем докладе на III Всероссийском съезде советов говорил о том, что «от рабочего контроля мы шли к созданию Высшего совета народного хозяйства. Только эта мера вместе с национализацией банков и железных дорог, которая будет проведена в ближайшие дни, даст нам возможность приняться за постройку нового социалистического хозяйства» [Ленин, Соч., т. XXII, стр. 215.].

Железнодорожный транспорт в России в основном находился до революции в руках государства. Во время мировой войны и частные железные дороги перешли фактически к государству. Октябрьская Социалистическая революция национализировала остальные железные дороги. В январе 1918 г. был национализирован и водный транспорт.

Упорное сопротивление - саботаж, нежелание признать рабочий контроль, бегство предпринимателей диктовали единственную политически и экономически целесообразную меру - национализацию предприятий. Решения рабочих о национализации предприятий, их готовность принять на себя полностью ответственность за организацию производства являлись важнейшей предпосылкой для осуществления революционной экспроприации экспроприаторов. Первые декреты Совета народных комиссаров о национализации отдельных предприятий мотивировали ее необходимость отказом предпринимателей подчиниться рабочему контролю, саботажем, стремлением закрыть завод или фабрику, задолженностью предприятия казне или особой важностью его для государства.

В ноябре 1917 г. СНК была национализирована фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова, 22 (9) декабря 1917 г. был издан декрет СНК «О конфискации и объявлении собственностью Российской Республики всего имущества акционерного Симского общества горных заводов». В декрете дана была и мотивировка конфискации - ссылка на отказ общества подчиниться декрету Совета народных комиссаров о введении рабочего контроля над производством. Такая же мотивировка была и в декрете от 20 (7) декабря 1917 г. «О конфискации и объявлении собственностью Российской Республики всего имущества акционерного общества Богословского Горного Округа». Правление Русско-Бельгийского металлургического общества, не желая подчиниться рабочему контролю, заявило о ликвидации предприятия с 18 (5) января 1918 г. Совнарком, усматривая явный саботаж предпринимателя, постановил: «...Конфисковать шахты, заводы, рудники, весь живой и мертвый инвентарь, как на территории Петровского металлургического завода, Софийского, Веровского, Бунговских, Нарневских рудников, так и в Петрограде, и вообще все имущество, в чем бы оно ни состояло и где бы оно ни находилось, в России или за границей, принадлежащее Русско-Бельгийскому металлургическому обществу, и объявить его собственностью Российской Республики» [«Собрание узаконений и распоряжений за 1917 г.», № 9, ст. 130.].

К концу февраля 1918 г. вместе с казенными заводами, находившимися с первых же дней Октябрьской Социалистической революции в ведении специальных органов Народного комиссариата по военным и морским делам и секвестрованными во время войны, числились национализированными центральными и местными органами советской власти 914 предприятий.

Национализация отдельных предприятий промышленности и организация работы по-новому на заводах и фабриках, объявляемых собственностью республики, осуществлялись Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ предоставлялись права конфискации, реквизиции, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли, а также регулирование производства, распределение продуктов и финансирование промышленности.

Вмешательство местных органов, часто национализировавших предприятия общегосударственного значения без всякой подготовки, затрудняло производственное освоение промышленных предприятий. Но это было в отдельных случаях неизбежно, например, при обнаружении вредительства, явного саботажа или в случаях бегства предпринимателя.

К лету 1918 г. основные рычаги государственного регулирования и контроля над производством и распределением находились в руках советской власти. Укрепление органов рабочего контроля на еще ненационализированных заводах, фабриках, шахтах и опыт руководства национализированными предприятиями создавали предпосылки для дальнейшего обобществления производства.

Железнодорожный и водный транспорт целиком находился в руках государства. Ненационализированными оставались лишь мелкие суда, а также принадлежащие артелям и кооперативам, китобойным, рыболовным обществам и товариществам.

Происходила подготовка к национализации топливной промышленности - угольной, нефтяной - и крупнейших предприятий металлопромышленности. Специальная правительственная комиссия в Харькове подготовляла национализацию угольной промышленности Донбасса. В Баку работали уполномоченные советского правительства по подготовке национализации нефтяной промышленности. Одновременно происходила подготовка национализации Подмосковного угольного бассейна. В Сормове, Коломне работал чрезвычайный комиссариат с широкими полномочиями правительства, подготовлявший национализацию Сормово-Коломенской группы машиностроительных заводов.

В мае 1918 г. состоялась в Москве конференция представителей национализированных предприятий (Сормово, Коломна, Брянский, Златоустовский, Кулебакский заводы, вагоностроительный завод в Твери и др.). На повестке дня конференции стоял вопрос о формах управления и о положении металлургической промышленности. Все представители рабочих выступили против проектов о трестировании машиностроительных заводов с участием капиталистов-акционеров. Была принята резолюция о необходимости национализации всех металлургических и машиностроительных заводов.

В начале мая 1918 г. была национализирована сахарная промышленность.

20 июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял декрет о национализации нефтяной промышленности. Одновременно торговля нефтью и продуктами ее переработки объявлялась государственной монополией. Управление нефтяной промышленностью возлагалось на Главконефть - комитет, созданный в мае 1918 г., при отделе топлива ВСНХ. Национализация нефтяной промышленности уже летом 1918 г. позволила советской власти значительно улучшить производство в этой области. Дальнейшее развитие нефтяной промышленности было прервано начавшейся интервенцией и гражданской войной. В августе 1918 г. Бакинский район был оккупирован английскими войсками. Впоследствии при поддержке германско-турецких интервентов в Баку была установлена контрреволюционная власть азербайджанских буржуазных националистов-муссаватистов, и до начала 1920 г. все нефтедобывающие районы были оторваны от Советской республики.

Таким образом, завершался первый этап работы по завоеванию экономических командных высот диктатуры пролетариата. Гражданская война, уже начавшаяся в середине 1918 г., ускорила национализацию промышленности.

До конца июня 1918 г. отдельными постановлениями правительства было национализировано 1553 предприятия.

Декретом СНК от 28 июня 1918 г. были национализированы крупные акционерные предприятия горной, металлургической, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной и цементной промышленности, паровые мельницы, железнодорожные предприятия. Имущество этих предприятий было объявлено собственностью республики. Но впредь до особого распоряжения владельцы национализируемых предприятий, согласно декрету, продолжали по-прежнему вести предприятия, финансировать их и получать прибыль.

Национализация промышленности после декрета СНК 28 июня 1918 г. проходила по мере готовности местных органов и рабочих организаций освоить данное предприятие.

Промышленные предприятия государственного значения, как правило, национализировались по постановлению центральных органов - СНК, ВСНХ и главков. Средние предприятия часто национализировались по постановлениям местных органов.

Из общего количества 3668 предприятий с 8 ноября 1917 г. до 1 января 1919 г. были национализированы:

Процесс национализации промышленности сопровождался соответствующей организационной перестройкой, объединением предприятий по отраслям в главках. Так, например, на базе национализированных предприятий акционерного общества латунного и меднопрокатного завода Кольчугина и акционерного общества Тульских меднопрокатных и патронных заводов в октябре 1918 г. было создано Центральное правление государственных предприятий медеобрабатывающей промышленности (Центромедь).

К этому же времени окончательно оформлено Центральное правление государственных предприятий цементной промышленности, учреждено Главное правление текстильной промышленности (при ВСНХ). 19 ноября 1918 г. на базе Сормово-Коломенской группы заводов организовано Центральное правление государственных объединенных машиностроительных заводов (ГОМЗЫ).

Не будучи еще в 1918 г. оперативными производственными органами, многие вновь организованные при ВСНХ главки и отделы превращались в аппарат государственного регулирования всей промышленности данной отрасли. По данным промышленной переписи, из 2935 учтенных предприятий в 1918 г. по нарядам главков работало 1506. Остальные выполняли частные заказы отдельных предприятий, работали на вольный рынок и т. д.

Национализация промышленности летом и осенью 1918 г. проходила в условиях ожесточенной классовой борьбы с предпринимателями, высшими служащими, меньшевиками, эсерами и другими врагами революции. Представители иностранных государств прикрывали спекулятивные проделки капиталистов - нередки были случаи, когда склады крупных фирм оказывались опечатанными иностранными консульствами. Многие предприниматели пытались прикрыться фиктивными документами об иностранном подданстве. Иностранные консульства охотно помогали этим мошенническим проделкам капиталистов.

Русская буржуазия, защищаясь от экспроприации большевиков, пыталась укрыться за широкой спиной иностранного капитала и таким путем сохранить свою собственность. После заключения Брестского договора «патриотические» русские капиталисты, еще несколько месяцев назад ратовавшие за «священную войну против немецкого чудовища», теперь всячески домогались перехода в германское подданство, для того, конечно, чтобы получить охранные удостоверения германских консулов и таким путем спасти свои предприятия от национализации.

К числу важнейших мероприятий советской власти в первый период относится декрет о монополии внешней торговли. Государственным органом, ведающим внешней торговлей, был Народный комиссариат торговли и промышленности. Установлением монополии внешней торговли была преодолена опасность иностранной экономической интервенции и подрыва складывавшейся тогда молодой социалистической системы хозяйства со стороны более сильных в технико-экономическом отношении капиталистических стран.

Национализация крупнейших предприятий в решающих отраслях промышленности, национализация банков создавала необходимые условия для всестороннего контроля, регулирования и планирования хозяйственной жизни внутри страны. Эти мероприятия подрывали экономическую базу эксплуататоров, они являлись действительно социалистическими мероприятиями.

Аннулировав внешние и внутренние займы, заключенные царским и буржуазным правительствами, диктатура пролетариата нанесла серьезный удар финансовому капиталу. Введя монополию внешней торговли, советская власть исключала возможность эксплуатации трудящихся нашей страны иностранным империализмом, возможность экономической войны против Советской республики, путем искусственного поддержания цен на выгодном для буржуазии уровне, чтобы подорвать нашу социалистическую промышленность. Советское государство брало непосредственно в свои руки дело организации хозяйственных отношений с капиталистическим миром. Внешняя торговля превращалась в один из форпостов социалистической системы хозяйства, в орудие борьбы с капитализмом, в орудие построения социализма.

Троцкисты и «левые коммунисты», прикрываясь лживыми фразами о мировой революции, строили планы реставрации капитализма, активно боролись против мероприятий советской власти. Например, один из активных членов группы «левых коммунистов» - Осинский на первом съезде совнархозов открыто выступал против национализации промышленности, предлагая сдаться на милость иностранных империалистов.

Начавшаяся летом 1918 г. интервенция иностранных империалистов лишила Советскую республику возможности нормальной работы по восстановлению промышленности. Донецкий уголь и южная металлургия, вся нефтяная промышленность, заводы Урала и Украины, хлебородные районы Поволжья были в это время захвачены белогвардейскими «правителями» и интервентами. Промышленность центральных губерний Советской республики была лишена сырья, топлива и источников продовольствия. Все это не могло не отразиться и на состоянии промышленности в 1918 г.

Окруженная со всех сторон врагами, борясь против бешено сопротивляющихся эксплуататоров, советская власть сумела заложить основы социалистической промышленности. На VI Всероссийском Чрезвычайном съезде Советов, в первую годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, Ленин говорил: «Несмотря на громадные препятствия, рабочим удалось сделать этот основной шаг, который подвел фундамент социализму... Они довели работу свою до конца. Теперь эта работа будет делаться не так, как тогда; теперь вся рабочая масса, а не только вожди и передовики, а действительно широчайшие слои знают, что они сами собственной рукой строят социализм, фундамент построили, и никакая сила внутри страны не помешает довести это дело до конца» [Ленин, Соч., т. XXIII, стр. 251 - 252.].

Овладение командными высотами народного хозяйства в первый же год революции создало экономическую основу диктатуры рабочего класса. Национализация банков, железных дорог, внешней торговли, торгового флота и всей крупной промышленности подорвала экономическую силу буржуазии. Национализация явилась основой организации нового советского народного хозяйства.

Очень важным событием была национализация банков по декрету ВЦИК от 14 декабря 1917 г. Банки - главный системообразующий элемент капитализма (рыночная экономика есть особый уклад, при котором в товар превращаются деньги, земля и рабочая сила).

Отмена "продажи денег" - принципиальное условие для обобществления хозяйства в масштабе страны. Поэтому вопрос о национализации банков ставился начиная с Апрельских тезисов Ленина и вошел в документы VI съезда партии в августе 1917 г.

В России положение банков было особым, они контролировались иностранным финансовым капиталом. В России было 8 больших частных банков, из них лишь один (Волжско-Вятский) мог считаться русским, но он был блокирован "семеркой" и капитал его рос медленно. Иностранцам принадлежало 34% акционерного капитала банков. Поэтому их национализация была актом и внешней политики государства. Через банки иностранный капитал установил контроль над промышленностью России, поэтому, затронув банки, Советское правительство начинало огромный процесс изменения отношений собственности, к которому в тот момент оно не было готово.

Во время войны частные банки в России резко разбогатели и усилились (при сильном ослаблении Государственного банка - обеспечение золотом его кредитных билетов упало за годы войны в 10,5 раза). В 1917 г. банки занялись спекуляцией продовольствием, скупили и арендовали склады и взвинчивали цены. Таким образом, они стали большой политической силой.

В 1917 г. причина национализации банков никак не была связана с теорией, она была сугубо политической и даже конъюнктурной. Банки объявили финансовый бойкот Советской власти, перестали выдавать деньги для выплаты зарплаты (чиновникам госаппарата выдали зарплату за 3 месяца вперед с тем, чтобы бойкотировать новую власть). Через три недели саботажа и бесплодных переговоров, 14 ноября вооруженные отряды заняли все основные частные банки в столице. Декретом ВЦИК была объявлена монополия банковского дела, и частные банки влились в Государственный (отныне Народный) банк. Банковские служащие объявили забастовку и только в середине января банки возобновили работу, уже в системе Народного банка. Крупные вклады были конфискованы. Аннулировались все внешние и внутренние займы, которые заключили как царское, так и Временное правительство. За годы войны только внешние займы составили 6 млрд. руб. (чтобы понять величину этой суммы, скажем, что в лучшие годы весь хлебный экспорт России составлял около 0,5 млрд. руб в год). 2 декабря 1918 г. на территории РСФСР запоздало были ликвидированы все иностранные банки. В апреле 1918 г., когда возникли надежды на возможность мягкого переходного этапа ("государственного капитализма"), были начаты переговоры с банкирами о денационализации банков, но этот прект не был реализован.

Рабочий контроль.

Рабочий контроль начал стихийно возникать на многих предприятиях сразу после Февральской революции. Сразу же после Октября, уже на II Всероссийском съезде Советов было заявлено, что Советская власть повсеместно установит рабочий контроль над производством. 14 ноября 1917 г. ВЦИК утверждает "Положение о рабочем контроле" (10). Рабочий контроль вводился над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, хранением их, а также над финансами предприятия. Контроль рабочие осуществляли через свои выборные органы: фабзавкомы, советы старост и т.п., причем в них должны были входить представители от служащих и ИТР. В каждом крупном городе, губернии предписывалось создание местного Совета рабочего контроля. Впредь до созыва съезда Советов рабочего контроля в Петрограде создавался Всероссийский Совет рабочего контроля. По своей структуре вся система органов рабочего контроля повторяла систему Советов.

Владельцы обязаны были предъявлять органам рабочего контроля всю документацию. Виновные в сокрытии документации отвечали по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля.

Реально, главными задачами рабочего контроля стало пресечение попыток хозяев предприятий свернуть производство, продать предприятие, перевести деньги за границу, уклониться от выполнения нового трудового законодательства. Предприниматели совместно с рабочим контролем несли теперь ответственность за "строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества" (то есть, речь шла и о контроле над анархическими настроениями части рабочих). Участвуя в работе рабочего контроля, трудящиеся приобщались к управлению производством.

На деле декрет о рабочем контроле отстал от жизни, процесс шел стихийно, по-разному на разных предприятиях (были случаи, когда рабочие, выгнав предпринимателей и не справившись с управлением, просили их вернуться обратно). Сама идея рабочего контроля на отдельном предприятии отвечала скорее принципам синдикализма, чем социализма, который предполагал планомерную организацию производства в обществе в целом.

Хотя декрет не оказал заметного влияния на реальную жизнь, позднее он широко использовался для обоснования актов о национализации предприятий ("вследствие отказа подчиняться рабочему контролю").

Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Эта проблема имела и важное международное измерение. Основной капитал главных отраслей промышленности принадлежал иностранным банкам. В горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности 52% капитала было иностранным, в паровозостроении - 100%, в электрических и электротехнических компаниях 90%, все имеющиеся в России 20 трамвайных компаний принадлежали немцам и бельгийцам, и т.д.

Конечно, в собственность нового государства автоматически перешли все казенные железные дороги и предприятия. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля. Это были сравнительно простые меры, для управления и контроля в этих отраслях имелись ведомства и традиции.

В промышленности события пошли не так, как задумывалось - начался процесс двух типов - “стихийная” и “карательная” национализация. Английский историк Э.Карр создал грандиозный труд - “Историю Советской России” (до 1929 г.) в 14 томах с дотошным изучением документов. Он пишет о первых месяцах после Октября: “Большевиков ожидал на заводах тот же обескураживающий опыт, что и с землей. Развитие революции принесло с собой не только стихийный захват земель крестьянами, но и стихийный захват промышленных предприятий рабочими. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, революционная партия, а позднее и революционное правительство оказались захвачены ходом событий, которые во многих отношениях смущали и обременяли их, но, поскольку они [эти события] представляли главную движущую силу революции, они не могли уклониться от того, чтобы оказать им поддержку”.

На совещании СНК, которое продолжалось всю ночь 28 июня 1918 г., было принято решение о национализации всех важных отраслей промышленности, о чем и был издан декрет. В нем уже не назывались отдельные предприятия и не приводились конкретные причины - речь шла об общем юридическом акте.

При внимательном прочтении этот декрет многое говорит и об историческом моменте, и о реалистичности политики Советского правительства. После риторических заявлений о национализации как средстве “упрочения диктатуры пролетариата и деревенской бедноты” в нем сказано, что до того, как ВСНХ сможет наладить управление производством, национализированные предприятия передаются в безвозмездное арендное пользование прежним владельцам, которые по-прежнему осуществляют финансирование производства и извлекают из него доход. То есть, юридически закрепляя предприятия в собственности РСФСР, декрет не влек никаких практических последствий в экономической сфере. Он лишь в спешном порядке отвел угрозу германского вмешательства в хозяйство России. Вскоре, однако, Советскому правительству, вопреки его долгосрочным намерениям, пришлось сделать и второй шаг - установить реальный контроль над промышленностью. Это заставила сделать гражданская война. 20 ноября 1920 г. были национализированы все промышленные частные предприятия с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 рабочих без оного.

31. Аграрные преобразования и развитие сельского хозяйства России (1917-1921 гг.)

Со второй половины 1918 г. советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название "военного коммунизма". Этот термин был введен в оборот еще до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. В. И. Денин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольственном налоге".

Основным ускорителем чрезвычайных мер в экономике стала гражданская война. В период с ноября 1917 г. до середины 1918 г., по словам М. Н. Покровского, ничего "военнокоммунистического" в реализуемой большевиками политике не было.

В отношении промышленного производства следует отметить, что с лета 1918 г. правительство приступило к национализации всех крупнейших предприятий основных отраслей индустрии. 28 июня 1918 г. был издан декрет о национализации предприятий с капиталом свыше 500 тыс. руб.

Проводимая советской властью экономическая политика обусловливалась тем, что большевистская партия уже в 1917 г. сформулировала ряд основных принципов по вопросу о сущности, формах предполагаемой политической системы: - новая система должна базироваться на общественной собственности на средства производства;

Система будет иметь пролетарско-классовый характер и осуществлять диктатуру пролетариата;

В управление государством будут вовлекаться сами трудящиеся, становясь одновременно управляющими и управляемыми. Эта политика означала отстранение от участия в экономической жизни целых слоев населения. Однако уже в первые месяцы после Октября 1917 г. стало ясно, что полностью заменить чиновничий аппарат нельзя. За счет старой партийной гвардии, составлявшей накануне революции около 7% численности большевиков, оказалось невозможным удовлетворить потребности даже в руководителях многих центральных и местных органов. К осени 1918 г. удельный вес "бывших" среди руководящего состава аппарата достигал в Наркомате финансов 97,5%, в Наркомате госконтроля- 80%, в Наркомате путей сообщения- 88,1%, И уже с 29 апреля 1918г. была введена повышенная оплата труда специалистов. Таким образом, в конкретной практике государственного и экономического строительства большевики руководствовались первоначально скорее прагматическими соображениями, целесообразностью, нежели теорией. Реалии жизни корректировали теоретические схемы.

В годы "военного коммунизма" происходило обесценивание денег и увеличение натуральной платы (продовольственный паек по льготным ценам, спецодежда и удешевленные коммунальные услуги). Натурализация хозяйственных связей, выплат за труд воспринималась некоторыми учеными-экономистами как переходная мера к ликвидации денег вообще. В известной мере перспективу уничтожения денег в будущем обществе не исключал и В. И. Ленин. Декрет СНК от 2 мая 1919 г. предлагал все платежи учреждений осуществлять между собой не денежными расчетами, а бухгалтерскими записями, без учета денег. 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк. Однако в эти годы деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Полностью отказаться от них государство не могло даже в условиях "военного коммунизма". В мае 1919 г. правительство разрешило производить эмиссию денег (выпуск их в обращение) "в пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках", т. е. без ограничения.

В 1918-1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленных предприятий. Проведенная 28 августа 1920 г. перепись учла 396,5 тыс. крупных, средних и мелких промышленных предприятий, включая и кустарно-ремесленного типа. Из них было национализировано 38,2 тыс. предприятий с числом рабочих около 2 млн человек, т.е. свыше 70% всех занятых в промышленности. При этом существенно возросла роль главков и центров (если в 1918 г. их было 18, то к 1920 г. - 52). Победила тенденция сверхцентрализации промышленной жизни России.

Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась в духе декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Сам декрет, как известно, повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов. Земля передавалась в распоряжение местных советов. Однако голод и гражданская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве. Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем продовольственная монополия не являлась большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано 29 ноября 1916 г. управляющим министерством земледелия А. А. Риттихом и вступило в силу в январе 1917 г. Таким образом, политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись еще Временным правительством.

В мае 1918 г. советское правительство осуществило ряд мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры. 13 мая был принят декрет, который наделял Наркомат продовольствия и его органы чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия и подтверждал незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа. Декретом от 27 мая была проведена реорганизация органов Наркомпрода в центре и на местах с тем, чтобы сделать их более энергичными проводниками продовольственной политики советского правительства.

Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали отправляться первые продовольственные отряды. После обращения В. И. Ленина и наркома продовольствия А. Д. Цюрупы к рабочим Петрограда (4 июня 1918 г.) с призывом изымать излишки хлеба у кулаков силой, был организован массовый "крестовый поход" в деревню. Число рабочих продотрядов возрастало с каждым месяцем. Значительную часть членов этих отрядов составляли безработные рабочие, привлекаемые к участию в них заработной платой и деньгами, но в особенности - натурой пропорционально количеству конфискованных продуктов. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919-1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Распущены эти отряды были только в конце гражданской войны.

11 июня 1918 г. был принят декрет об организации комбедов - комитетов деревенской бедноты. Он стал важнейшим звеном в системе мероприятий советской власти, реализуемых в деревне, и ознаменовал собой начало установления политики "военного коммунизма" в сельском хозяйстве. В ноябре 1918 г. в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии действовало 139 тыс, комитетов-бедноты, во главе которых стояли коммунисты из рабочих и крестьян, бывших солдат. В конце 1918 - начале 1919 г. комбеды были преобразованы и слиты с Советами, что в определенной степени являлось признанием большевиками нежизнеспособности этого института.

Со стороны крестьянства неприкрытая реквизиция произвольно установленных излишков вызывала различные формы протеста: вооруженные выступления, сокрытие запасов, отказ засевать больше земли, чем было необходимо для пропитания своей семьи.

Декрет от 11 января 1919 г. беспорядочные поиски продовольственных излишков заменял централизованной и плановой системой продразверстки. Увеличению хлебозаготовок способствовала деятельность и Продармии, которая стала формироваться в мае 1918 г. после опубликования декретов о введении продовольственной диктатуры. В обязанности продармейцев входило организовывать крестьянскую бедноту; получать продовольствие, от имущего населения; вести агитационную работу; подавлять контрреволюционные выступления; охранять продовольственные грузы; нести заградительную службу; оказывать помощь местным органам советской власти и т. д. К ноябрю 1918 г. в Продармии находилось свыше 29 тыс. человек, к октябрю 1919 г. - 45,5 тыс., а к сентябрю 1920 г. - 77,5 тыс. человек. Однако в конце гражданской войны отряды Продармии к хлебозаготовкам привлекались лишь в исключительных случаях - в районах крестьянских восстаний. С переходом к нэпу Продармия прекратила свое существование.

В ходе хлебозаготовительной кампании 1916-1917 гг. (с августа по август) в стране было заготовлено 320 млн пудов зерна, в кампанию 1917-1918 гг. удалось собрать всего 50 млн пудов. С началом осуществления чрезвычайных мер ситуация была несколько улучшена. В хлебозаготовительную кампанию 1918-1919 гг. сбор составил 107,9 млн пудов хлеба, крупы и зернового фуража (только по европейской части России), в 1919-1920 гг. -: 212,5 млн пудов. Из этого числа на Европейскую Россию пришлось 180,5 млн пудов. В ходе кампании 1920- 1921 гг. было собрано 367 млн пудов хлеба.

Политика и практика жесткого централизма в годы гражданской войны была оправданна. Она помогла спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Негативные же последствия "военного коммунизма" сильнее всего отразились на крестьянстве и способствовали вызреванию и взрыву антибольшевистских восстаний 1920-1921 гг.

Неразрешимой задачей в годы гражданской войны стали попытки найти грань, водораздел, правильное сочетание между функциями центральных и местных органов управления экономикой. Наиболее трезвомыслящие деятели большевистской партии уже в 1920 г. думали об изменении подходов к решению народнохозяйственных проблем (программы экономического возрождения страны в 1919 г. предлагали эсеры, меньшевики, а также деятели "Национального центра" - представители несоциалистических партий). Но потребовались серьезные потрясения 1920 - начала 1921 г., чтобы советское руководство произвело корректировку экономического курса.

Таким образом, высшая точка политики "военного коммунизма" пришлась на конец 1920 г. Главными чертами экономики периода гражданской войны стали: - ликвидация частнокапиталистических элементов, передача основных средств производства в руки трудящихся;

Система управления, охватывающая всю национализированную собственность и все народное хозяйство;

Милитаризация экономики, подчинение всей хозяйственной деятельности государства интересам гражданской войны;

Использование вынужденных мер типа продразверстки.

«В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплоатации банковым капиталом, и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики, Ц.И.К. постановляет:

1) Банковое дело объявляется государственной монополией.

2) Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным банком.

3) Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком.

4) Порядок слияния частных банков с Государственным банком определяется особым декретом.

5) Временное управление делами частных банков передается совету Государственного банка.

6) Интересы мелких вкладчиков будут целиком обеспечены.

Текст Декрета лаконичен и отражает самую суть экономической политики правительства марксиста Ленина – национализацию, огосударствление капитала.

Национализацией банков советское правительство не только лишало буржуазию ее экономического могущества, но и ограждало себя от проникновения иностранного частного капитала в страну. И заодно создавало предпосылки для введения монополии внешней торговли. А следовательно, и всякие тех времен офшоры и бегство капитала даже при НЭПе напрочь исключались. Зло давилось на корню. Уму и прозорливости первого советского правительства можно только позавидовать.

Банки - крупные центры современного капиталистического хозяйства. Тут собираются неслыханные богатства и распределяются по всей громадной стране, здесь - нерв всей капиталистической жизни. Эта мера Советского государства была направлена на превращение банка из центра экономического господства эксплуататоров в орудие рабочей власти и рычаг экономического переворота.

Впервые вопрос о необходимости национализации банков был сформулирован еще классиками марксизма в проекте программы коммунистической партии «Принципы коммунизма», написанном Ф. Энгельсом в ноябре 1847 года.

В январе 1848 года К. Маркс создал величайший программный документ научного коммунизма Манифест Коммунистической партии, где показал роль и место банков после победы рабочей революции: «Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией».

В. И. Ленин говорил: «Только при национализации банков можно добиться того, что государство будет знать, куда и как, откуда и в какое время переливают миллионы и миллиарды. И только контроль за банками, за центром, за главным стержнем и основным механизмом капиталистического оборота позволил бы наладить на деле, а не на словах, контроль за всей хозяйственной жизнью, за производством и распределением важнейших продуктов...»

Поэтому национализация банков была одним из основных экономических требований ленинской партии большевиков накануне Октябрьской революции.

До отмены крепостного права 1861 года банковская система России состояла из казенных кредитных учреждений, в основном дворянских банков, созданных царским правительством для поддержки дворянского сословия. Сферой их деятельности являлся поземельный кредит. Банк давал ссуду помещикам исходя из расчета крепостных «душ» под залог имений или драгоценностей. Первый дворянский банк был учрежден в 1754 году с конторами в Петербурге и Москве под названием «Банк для дворянства». Ссуды предоставлялись в размерах от 500 до 10000 рублей до трех лет из 6% годовых.

К 1775 году сумма ссуд превысила 4 млн. рублей. Но помещики, как правило, не только не погашали ссуд и процентов по ним, но часто еще и ставили по стойке смирно займодавцев. Банк брел к банкротству. Царскому правительству не оставалось ничего другого, как только пополнять кассу Дворянского банка и создавать новые банки. В 1786 году был создан Государственный заемный банк, а в 1802 году еще и Вспомогательный банк для дворянства.

Господствующий класс не стесняется, когда дело касается его собственных интересов. Так было и раньше, так обстоит дело и сейчас.

А вот капиталистические банки возникли в России лишь после отмены крепостного права. В 1860 году были ликвидированы старые казенные учреждения и создан Государственный банк России. Одновременно начали учреждаться коммерческие банки: в 1864 году – Петербургский частный коммерческий банк, в1886 году – Московский купеческий банк, в 1867 году – Харьковский торговый банк и Киевский частный коммерческий банк.

В 1899 году в России насчитывалось уже 38 акционерных коммерческих банков с 232 отделениями. К началу Первой мировой войны банковская система России включала эмиссионный Государственный банк, ипотечные банки, городские банки. Государственный банк России выполнял роль кредитного и расчетного центра всей банковской системы, ему было предоставлено монопольное право эмиссии банкнот.

Число акционерных коммерческих банков к 1914 году достигло пятидесяти. Основная часть их капитала (80%) была сосредоточена в 12 банках. В результате усиленной концентрации банковского капитала выделилось пять крупнейших банков: Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азовско-Донской, Русский внешней торговли и Русско-торгово-промышленный. Эти пять банков монопольно господствовали на рынке ссудных капиталов России; их собственные капиталы и вклады к 1914 году составляли 2244 млн. рублей, или 48,5% суммы капиталов и вкладов всех акционерных коммерческих банков, а сумма их баланса составляла – 60% совокупной суммы коммерческих банков.

Акционерные коммерческие банки имели разветвленную сеть отделений и агентств.

Сращивание банковского и промышленного капитала приняло в России огромные размеры. Русско-Балтийский банк контролировал такие крупнейшие предприятия, как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительные заводы, Петербургский международный банк участвовал капиталом в 50 акционерных обществах. По сути, финансово-промышленный спрут накануне революции обволакивал своими щупальцами все новые отрасли производства.

Члены правлений и директора коммерческих банков занимали руководящие посты в 220 промышленных и железнодорожных акционерных обществах. При этом крупные банки пользовались усиленной поддержкой царского правительства. Государственный банк и министерство финансов неоднократно спасали их от банкротства. А как не спасать, если в некоторых их них заседали бывшие чиновники министерства финансов? Картина, словно списанная из сегодняшнего дня.

Характерной чертой банковской системы России того времени также была ее большая зависимость от иностранного капитала. В 1914 году около 50% акционерного капитала 18 коммерческих банков принадлежало иностранным капиталистам.

А в скольких советах директоров компаний и банков участвуют сегодня Греф, Кудрин, Чубайс, Миллер, Дворкович? Что-нибудь изменилось по сравнению с царским периодом? Нет!

Во время Первой мировой войны частные банки в России резко разбогатели и усилились. Это произошло при сильном ослаблении Государственного банка - обеспечение золотом его кредитных билетов упало за годы войны в 10,5 раза. В 1917 году банки занялись спекуляцией продовольствием, скупили и арендовали склады и взвинтили цены. Таким образом, они стали большой политической силой. И пошли в атаку.

Банки объявили финансовый бойкот Советской власти, перестали выдавать деньги для выплаты зарплаты. В то же время чиновникам госаппарата зарплата выдалась за 3 месяца вперед с тем, чтобы те могли бойкотировать новую власть. Кроме того, по негласной договоренности с фабрикантами банки перестали выдавать деньги тем заводам, на которых был установлен рабочий контроль.

Через три недели саботажа и бесплодных переговоров, 14 ноября вооруженные отряды матросов заняли все основные частные банки в столице. Декретом ВЦИК была объявлена монополия банковского дела, и частные банки влились в Государственный (отныне Народный) банк. Банковские служащие объявили забастовку, и только в середине января банки возобновили работу, уже в системе Народного банка.

Крупные вклады были конфискованы. Аннулировались все внешние и внутренние займы, которые заключили как царское, так и Временное правительство. За годы войны только внешние займы составили 6 млрд. рублей. Для сравнения – 12-летняя сумма выручки за экспорт хлеба России даже в самые лучшие урожайные годы была намного меньше - 0,5 млрд. рублей. Чем отдавать большевикам? Поэтому национализация – единственный выход, и закономерный, и вынужденный.

Дольше всех - до 2 декабря 1918 года - не подвергался национализации Московский народный банк. Это был центральный банк кооператоров, и советское правительство хотело избежать конфликта с ними и его вкладчиками-крестьянами. Отделения этого банка были преобразованы в кооперативные отделения Национального банка. Правление Московского народного банка - в кооперативный отдел Народного банка РСФСР, а его отделения - в местные кооперативные отделы. В связи с резким сужением сферы товарно-денежных отношений в период Гражданской войны и переводом государственных предприятий на бюджетное финансирование в 1920 году Народный банк РСФСР прекратил свою деятельность.

2 декабря 1918 года было принято еще одно историческое Постановление СНК, которое гласило: «Все действующие в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики иностранные банки подлежат ликвидации. Что касается русских акционерных банков, то они подходят под действие декрета 14 декабря 1917 г. независимо от национального состава их акционеров или вкладчиков».

Банкирам-кровососам, отечественным и иностранным, наконец, пришел конец. Советская власть без сожаления раздавила и стряхнула с себя эту ненасытную гниду. Вечная слава за это большевикам!

Дмитрий Щеглов. Плакат «Капитал». Виктор Дени. 1920 год.