Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях. Организуем правильно учет принятых обязательств Принятые денежные обязательства в 1с

С 01.01.2011 все государственные (муниципальные) учреждения независимо от их типа (казенные, бюджетные и автономные) должны вести учет не только бюджетных, но и денежных обязательств. Причем, если с бюджетными обязательствами все более или менее ясно, то по денежным пока еще больше вопросов, чем ответов. Так в чем же между ними разница, и как вести их учет и отражать в программе « »?

Бюджетное обязательство возникает на основании, например, хозяйственного договора, заключенного государственным учреждением и другой организацией и отражает планируемые расходы на определенный срок в пределах утвержденных лимитов. Денежное же обязательство, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, - это «обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения». Из вышесказанного следует, что такое обязательство надо ставить на учет, когда по условиям договора мы уже должны уплатить какую-то сумму. Также из этого видно, что денежные, как и бюджетные, обязательства могут возникать как при расчетах с физическими и юридическими лицами, так и с бюджетом. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1.

7 июля школа заключает договор с подрядчиком на ремонт помещения столовой на общую сумму в 250 тыс. руб. По условиям договора в течение 7-ми дней с момента подписания требуется заплатить аванс в размере 30% от суммы договора, что и было сделано 10 июля. А 31 июля ремонтные работы были приняты по акту, подрядчику был перечислен остаток средств в окончательный расчет. В такой ситуации отражение в учете может быть таким:

7 июля принято бюджетное обязательство текущего года на сумму договора (250 тыс. руб.):

Дебет КРБ 1 50113 225 - Кредит КРБ 1 50211 225;

10 июля принято денежное обязательство текущего финансового года по уплате аванса на сумму 75 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50211 225 - Кредит КРБ 1 50212 225;

31 июля принято денежное обязательство текущего финансового года по уплате остатка суммы договора 175 тыс. руб. согласно акту выполненных работ:

Дебет КРБ 1 50211 225 - Кредит КРБ 1 50212 225.

Бюджетные и денежные обязательства тесно связаны друг с другом, и обычно денежные возникают уже после принятия бюджетных, но в учетной политике учреждения может быть закреплен и иной порядок их следования. Яркий пример этого – учет обязательств по зарплате и налогам.

Пример 2.

Заработная плата преподавателям и сотрудникам школы выплачивается 2 раза в месяц: 26-го числа - аванс за текущий месяц и 10-го числа - подсчет за предыдущий. Отражение в учете:

26 июля принято денежное обязательство текущего года на сумму аванса за первую половину месяца - 200 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50211 211 - Кредит КРБ 1 50212 211;

31 июля (момент начисления зарплаты) принято бюджетное обязательство текущего финансового года по заработной плате за месяц на сумму 500 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50113 211 - Кредит КРБ 1 50211 211;

31 июля же принято денежное обязательство текущего финансового года по уплате остатка суммы заработной платы в 300 тыс. руб.:

Дебет КРБ 1 50211 211 - Кредит КРБ 1 50212 211.

Денежные обязательства по расчетам с бюджетом, а также по разовым закупкам материалов, основных средств или услуг возникают в момент начисления кредиторской задолженности, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. И, конечно же, любые обязательства могут быть приняты только в пределах утвержденных на год лимитов.

В конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 » учет денежных обязательств реализован в виде специального документа (начиная с релиза 1.0.5.2). Он доступен для самостоятельного заполнения в журнале «Поставленные на учет обязательства», например, в случае выдачи средств под отчет или при начислении зарплаты и налогов. Кроме того, в отличие от документа «Принятое бюджетное обязательство», документы по регистрации денежных обязательств можно ввести на основании документов о покупке материалов, основных средств или услуг. Заполнение его мало чем отличается от документа «Принятое бюджетное обязательство»; сумма регистрируется только на текущий финансовый год.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.


Комментарии

RU, Нижний Новгород

Информационные технологии

Фирма Лад является старейшей фирмой в Нижнем Новгороде, занимающейся автоматизацией учета на базе системы программ 1С:Предприятие.

Старейшей, но вовсе не старой! Мы молоды как никогда и полны идей! Все наши усилия нацелены на то, чтобы Вы, наши уважаемые клиенты, работая с нами, чувствовали себя уверенными и удовлетворенными. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что мы добились немалых успехов и очень во многом были первыми.

Фирма Лад первая в городе стала партнером фирмы 1C.

Мы одними из первых открыли курсы обучения работе с программами 1С. Методика обучения, разработанная преподавателями, уникальна и уже, как говорится, пошла широкими шагами по стране. По данной методике преподают в Екатеринбурге, Челябинске, Владимире, Москве, Южно-Сахалинске и Северодонецке.

Фирма Лад первая в городе стала проводить Единые семинары серьезное подспорье бухгалтерам.

Фирма Лад первая в 1999 году стала выпускать свою газету "В ЛАДу с бухгалтерией" в помощь пользователям программ 1C. В 2002 году наш ежемесячник значительно увеличил тираж за счет совместного издания с газетой "АУДИТОРиЯ".

Именно в нашей фирме впервые возникла идея открыть специализированный Салон "Все для Бухгалтера", где можно приобрести различное программное обеспечение и методическую литературу. А в 2009 г. появилась уже целая сеть из 9 Салонов, которые расположены в каждом районе города Нижнего Новгорода.

Среди 1С:Франчайзи в Нижегородском регионе Фирма Лад первая в 2004 году сертифицировалась по системе качества ISO 9001-2000.

Наша фирма первой получила статус "Центр компетенции по бюджетному учету" в Нижегородской области.

И также первая в нашем регионе имеет статус "Центра компетенции по образованию".

Мы являемся “Центром компетенции по производству” и “ Центром компетенции по строительству” и осуществляем комплексную автоматизацию предприятий на базе программных продуктов системы “1C:Предприятие 8”.

На сегодняшний день нами реализовано более 30 проектов на предприятиях различных отраслей, в числе наших клиентов ОАО “Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект»”, Холдинг СИБУР, ОАО «Нижегородагроснаб», ООО “СТ Нижегородец”, ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» и др.

С 2009 г. Фирма Лад не только продает и внедряет программы 1С, наши опыт и знания позволяют разрабатывать собственные типовые решения на платформе “1C:Предприятие 8”. Разработка типовых решений позволяет нашему бизнесу выйти за пределы Нижегородской области. Наши программы для бюджетирования с успехом используют в Москве, Казани, Челябинске и других городах России.

Кроме программ мы продаем вычислительную и оргтехнику, оказываем услуги по обслуживанию компьютерной техники и программного обеспечения, прокладываем локальные сети.

В 2002 году произошло объединение с ООО "Аудит и право" и теперь наши возможности многократно возросли, что в первую очередь сказалось на качестве обслуживания клиентов.

На сегодняшний день Фирма Лад - это более 5,5 тыс. клиентов, высокое качество работы, крупный штат сертифицированных специалистов, комплексный подход к обслуживанию клиентов, который обеспечивается широким спектром предоставляемых услуг фирмами-членами Группы Компаний Лад.


1. Размещение заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг

При объявлении конкурсной процедуры на основании извещения о проведении конкурса, торгов, запроса котировок необходимо создать новый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств» (меню «Расчеты» ) на предполагаемую сумму будущего договора (контракта). Сумма договора (контракта) в результате конкурсных процедур может измениться. (рис.1)

Сведения о контрагенте (поставщике) не указываются, т.к. конкурсные процедуры еще не завершены, победитель (поставщик) пока не определен. (Рис.2)



В момент размещения извещения о конкурсной процедуре регистрируется обязательство по начальной (максимальной) цене договора (контракта). По созданному в программе договору вводится План-график финансирования обязательства (закладка План финансирования/Сроки,суммы), (рис.3)

В Плане-графике финансирования обязательства указывается максимальная цена договора (контракта), срок исполнения. В табличную часть вводятся данные о периоде платежа, КФО, КПС, КЭК, предмете договора (номенклатура), количестве, цене и сумме.

По кнопке «Ввести на основании» создается документ «Принятое обязательство» - для бюджетных и автономных учреждений и «Принятое бюджетное обязательство» - для казенных учреждений. (рис.4)

Рис.4

Вид операции в созданном документе необходимо выбрать «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)» , рис.5

Этот документ будет полностью заполнен на основании Плана-графика, необходимо будет только заполнить данные о лицевом счете на вкладке «Реквизиты обязательства». В этом документе указана начальная (максимальная) цена договора (контракта).

Конкурсные процедуры - это процесс выявления победителя по предоставлению услуг и поставке товара. Такие процедуры могут быть закончены выявлением победителя или конкурсные процедуры завершились без победителя. В свою очередь, если победитель определен, то здесь возможны два варианта: начальная (максимальная) цена договора (контракта) осталась прежней или торги закончились экономией (снижением цены). Рассмотрим все варианты.

Рис.5

2. Принятие обязательства по результатам конкурсной процедуры

После окончания конкурсной процедуры, возвращаемся к созданному нами документу «Договор»(извещение). Заполняем в нем все данные, которые стали известны после заключения договора (контракта): наименование поставщика (контрагента), вид обязательства (договор, №, дата), (рис.6)

Рис.6

Если в результате конкурсных процедур цена контракта не меняется, то на основании откорректированного договора (заполнили данные о поставщике и договоре) вводим документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». План-график не меняем.

Если по результатам конкурсных процедур, договор заключен с экономией, открываем договор, по кнопке «Изменить план-график финансирования обязательства» датой подписания договора вносятся изменения в План-график. В новом документе в графе «Изменения» вносится сумма изменения со знаком минус. (рис.7)

Рис.7

После внесения изменений в на основании договора вводится документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». (рис.8)

Для отражения суммы экономии, которая получилась в результате конкурсных процедур, на основании договора вводится еще один документ «Принятое обязательство» с видом операции «Экономия по результатам конкурсных процедур». (рис.9)

Если в результате конкурсных процедур победитель не выявлен и конкурсные процедуры завершены отказом от заключения договора, необходимо вернуться в карточку договора, изменить План-график финансирования обязательств . В новом документе в графе Изменения внести данные по сумме и количеству со знаком «минус», чтобы значения план-графика обнулились. После внесения изменений в План-график, ввести принятое обязательство с видом операции «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры») . На закладке суммы обязательства автоматически заполнится сумма с «минусом». Все данные отсторнируются.

Согласно Приказа Минфина России № 52н от 30.03.2015 учет операций по принятым обязательствам ведется в Журнале регистрации обязательств по ф.0504064 (Бухгалтерский учет - Регламентированные регистры бухгалтерского учета ) Рис.11

Рис.11

Учет обязательств в бюджетных учреждениях в 1С производится в соответствии с нормативными актами, регулирующими данный вид учета. Рассмотрим специфику применения данной популярной бухгалтерской программы.

Учет обязательств в бюджетных учреждениях: основные счета бухучета

Программа 1С — удобное средство автоматизации бухучета. Госучреждения могут использовать специальную версию данного решения — «Бухгалтерия государственного учреждения», которая адаптирована к требованиям нормативных актов, регулирующих бухучет в организациях бюджетной системы, а именно приказов Минфина РФ:

  • от 01.12.2010 № 157н (устанавливает общий для всех учреждений перечень счетов бухучета);
  • от 06.12.2010 № 162н (устанавливает перечень счетов бухучета для казенных учреждений — на основе перечня по приказу № 157н);
  • от 16.12.2010 № 174н (устанавливает перечень счетов для бюджетных учреждений);
  • от 23.12.2010 № 183н (устанавливает перечень счетов для автономных учреждений).

Соответственно, все счета, что утверждены данными НПА, включены в базовое решение 1С. При этом в зависимости от настроек, которые указываются при начале использования программы, в автоматическом режиме выбирается определенная подборка счетов для конкретного типа учреждения.

Основные счета бухучета, которые используются учреждениями бюджетной системы для составления проводок по обязательствам:

  • 0 501 00 000 — «Лимиты бюджетных обязательств» (используется только казенными учреждениями);
  • 0 502 00 000 — «Принятые обязательства» (используется всеми типами государственных и муниципальных учреждений — автономными, бюджетными и казенными);
  • 0 502 01 000 — «Принятые бюджетные обязательства» (используется всеми типами учреждений);
  • 0 502 02 000 — «Принятые денежные обязательства» (используется всеми учреждениями);
  • 0 504 00 000 — «Сметные назначения» (используется всеми учреждениями);
  • 0 506 00 000 — «Право на принятие обязательств» (используется всеми учреждениями);
  • 0 507 00 000 — «Утвержденный объем финансирования» (используется бюджетными и автономными учреждениями);
  • 0 508 00 000 — «Получено обеспечения» (используется бюджетными и автономными учреждениями).

Рассмотрим ряд практических нюансов, характеризующих использование программы 1С для отражения операций, связанных с обязательствами бюджетных учреждений.

Принятие обязательств

Непосредственно принятие учреждением обязательств может быть отражено в программе 1С с помощью документа «Принятое денежное обязательство». Документ, отражающий в регистре запись о принятии к учету приобретений, может быть сформирован с помощью шаблонов, предлагаемых пользователю, которые соответствуют конкретным основаниям для возникновения обязательства, — например, «Приобретение ОС» или «Начисление зарплаты».

При внесении данных об операциях можно задействовать функцию программы 1С «Ввод на основании». Он предполагает создание одного документа на основе данных другого (позволяет не заносить одну и ту же информацию в программу несколько раз). Например, создав документ на приобретение (оприходование) ТМЦ (с указанием в нем всей информации о конкретном приобретении), можно использовать находящуюся в этом же документе кнопку «Создать на основании». Если нажать на нее, то из выпадающего списка можно выбрать опцию «Принятое денежное обязательство». После этого 1С автоматически сформирует (исходя из сведений, представленных в исходном документе) новый документ, который отразит факт принятия обязательств.

В свою очередь, используя документ, что отражает факт принятия обязательств, можно сформировать документ, содержащий сведения об оприходовании тех или иных ценностей.

Если выбрать какой-либо из шаблонов, то основная часть реквизитов в регистре бухучета будет проставлена программой автоматически — включая проводки с использованием корреспонденций тех счетов, что рассмотрены нами выше.

Например, факт принятия учреждением обязательства по оплате работ и услуг может отражаться корреспонденцией:

  • Дт 1 501 13 226 (данный счет является производным от счета 0 501 00 000 и отражает факт принятия обязательств по оплате работ и услуг учреждением в рамках лимита на текущий финансовый год);
  • Кт 1 502 11 226 (данный счет является производным от счета 0 502 01 000 и отражает факт принятия учреждением собственно бюджетных обязательств по оплате работ и услуг на текущий финансовый год).

ВАЖНО! При регистрации обязательства, представленного авансовым платежом, функция «Создать на основании» будет недоступна в отношении документов на поступление товаров (услуг), т. к. не будет соответствующего документа оприходования. Как правило, при авансовых платежах контрагенту используется ручной ввод реквизитов в документ в 1С, регистрирующий факт возникновения денежного обязательства .

Аналитический учет

Следующая примечательная возможность 1С — осуществление аналитического учета по обязательствам. Программа позволяет вести данный учет по следующим аналитикам:

  • принятые обязательства;
  • виды расходов;
  • лицевые счета;
  • виды финансового обеспечения.

Учет по первой аналитике предполагает отражение в 1С сведений об основаниях принятия учреждением обязательства. Например, обязательным основанием будет договор, по которому обязательство было принято. Соответствующие договоры регистрируются в отдельном справочнике 1С — «Договоры». Их впоследствии нужно выбирать из соответствующего справочника при вводе относящегося к конкретному договору документа.

В качестве вида экономической классификации чаще всего выбирается код по перечню КОСГУ (в случае с автономными учреждениями — внутренний код, сформированный в соответствии с локальными нормативами). Все соответствующие коды должны быть заложены в базах рассматриваемой бухгалтерской программы.

Аналитика по лицевому счету предполагает отражение в регистрах 1С конкретных разделов лицевого счета, на котором учтено принятое учреждением обязательство.

Вид финансового обеспечения выбирается по перечню, приведенному в п. 21 инструкции по приказу № 157н. При этом коды, обозначающие вид финансового обеспечения, можно выбрать из справочников, включенных в базы 1С.

Отражение операций в журналах

Документирование операций, связанных с обязательствами, должно осуществляться в специальных журналах — санкционирования, а также учета принятых обязательств (пп. 317, 320 инструкции по приказу № 157н). В программе 1С реализованы возможности для формирования соответствующих регистров.

В случае с журналом санкционирования 1С позволяет сформировать соответствующий учетный документ:

  • на основании первички, используемой учреждением;
  • с корректным применением счетов, отражающих процедуры санкционирования обязательств.

Касательно журнала учета принятых обязательств, 1С позволяет сформировать его с указанием:

  • оснований для принятия бюджетного обязательства;
  • стоимости обязательства;
  • даты регистрации обязательства или же снятия его с учета.

ВАЖНО! Если объем уже принятых учреждением обязательств изменяется, то для отражения в регистрах учета соответствующего изменения необходимо создать новый документ «Принятое денежное обязательство» (для удобства можно скопировать исходный). При этом если исходное обязательство увеличивается, то новый документ создается на положительную разницу между исходным и измененным обязательством; а если обязательство уменьшается, то в данном документе аналогичную разницу нужно отразить со знаком «-».

Возможности программы 1С в версии, адаптированной к ведению бухучета в государственных и муниципальных учреждениях, безусловно, не ограничиваются рассмотренными нами опциями. Всего в программе заложены возможности для использования более 170 разновидностей различных учетных документов, посредством которых пользователь может отразить в регистрах учета порядка 1 000 разновидностей хозяйственных операций. По каждой из них фиксируются корреспонденции счетов бухучета, устанавливается отнесение к тому или иному классу операций исходя из аналитических оснований, определяются данные, что необходимы для формирования первички.

Итоги

Программа 1С в версии, адаптированной для ведения бухучета государственными и муниципальными учреждениями, позволяет вести эффективный учет обязательств учреждения с использованием требуемых счетов, корреспонденций, а также аналитического распределения регистров. В программе есть все необходимые инструменты для обеспечения соответствия учета обязательств учреждения требованиям приказа № 157н, а также корреспондирующих с ним нормативных актов.

Ознакомиться с другими возможностями программы 1С вы можете в статьях:

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных? В каком объеме должны отражать обязательства казенные учреждения, а в каком — бюджетные и автономные учреждения? Какие проводки при этом делаются? На эти и другие вопросы отвечает эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету (задать ей вопрос можно в разделе форума « »).

Типы учреждений

Как известно, Федеральный закон от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ . Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155 , где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных?

Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в статье 6 Бюджетного кодекса:

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (сметных назначений) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами.

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

Учет обязательств в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н и Инструкции № 162н.
Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.

В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:

  • обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров ;

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.

  • обязательства по оплате труда — в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  • обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) — в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат).

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.

Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н. По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

Пример

Учреждение заключило договор на информационно-технологическое сопровождение программного продукта. В бюджетном учете отражены следующие хозяйственные операции:
1. Отражены принятые бюджетные обязательства по прочим услугам на сумму стоимости услуг по договору:
Дебет 1.501.Х.3.226 Кредит 1.502.Х.1.226
2. Отражены принятые денежные обязательства по прочим услугам на сумму принятых денежных обязательств (счет на оплату, акт выполненных работ (оказанных услуг) и др.):
Дебет 1.502.Х.1.226 Кредит 1.502.Х.2.226
3. Произведен расчет с поставщиком за выполненные работы (оказанные услуги):
Дебет 1.302.2.6.830 Кредит 1.304.0.5.226

Учет обязательств в бюджетных и автономных учреждениях

Как следует из письма Минфина России от 21.01.13 № 02-06-07/155 , бюджетные и автономные учреждения отражают принятые обязательства, в том числе денежные, в порядке, установленном Инструкцией № 174н, а также Инструкцией № 183н. При этом учреждения должны учитывать положения пунктов 1 и 2 письма указанного письма Минфина.

Бюджетным и автономным учреждениям следует, в первую очередь, обратить внимание на следующие моменты в части отражения в бухгалтерском учете принятых обязательств:

  • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году отражаются в бухгалтерском учете в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) — в сумме заключенных соглашений;
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели:

В сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии, если иное основание для предоставления субсидии на иные цели не предусмотрено нормативными правовыми актами,

В объеме лимитов бюджетных обязательств соответствующего бюджета на указанные цели, если в соответствии с нормативными правовыми актами основанием для предоставления субсидии на иные цели не является заключение соответствующих договоров (соглашений);

  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений, обусловленных соглашением (договором), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, — в сумме заключенных соглашений (договоров).

Принятие бюджетным (автономным) учреждением соответствующих расходных обязательств (в пределах доведенных плановых назначений) отражается так:

Дебет 0.506.Х.0.200,300 Кредит 0.502.Х.1.200,300

Принятие бюджетным (автономным) учреждением денежных обязательств (в пределах принятых расходных обязательств) на основании первичных бухгалтерских документов (табель, накладные, акты, счета-фактуры и т п.) отражается так:

Дебет 0.502.Х.1.200,300 Кредит 0.502.Х.2.200,300